25.03.2021 социальный педагог Ченакина Анна Германовна, на платформе Zoom, приняла участие в городской открытой научно-практической конференции «Электронное обучение и дистанционные технологии в дополнительном образовании и внеурочной деятельности: опыт и практика». Тема выступления: "Квест – технологии как эффективная форма работы с обучающимися в условиях дистанционного обучения".
- Формирование пред ставления о здоровом образе жизни, о факторах, влияющих на духовное и физическое развитие; о жизненных ценностях, о последствиях пагубных привычек, индивидуальной системе поведения.
- Расширение кругозора по данной теме и привлечение внимания обучающихся к здоровому образу жизни.
- Воспитание чувства ответственности за свое личное здоровье и здоровье окружающих.
Агрессия. Что? К чему? Почему?
Агрессия — одно из наиболее типичных проявлений подросткового кризиса.
В каких основных формах чаще всего выражается агрессия?
- Физическая агрессия: использование физической силы против других людей.
- Вербальная агрессия: выражение своих негативных чувств при помощи слов, угроз, крика и т.п.
- Раздражительность: подросток грубит по малейшему поводу, становится резким и вспыльчивым.
- Подозрительность: негативный настрой по отношению к окружающим.
- Косвенная агрессия: попытки выражать свою агрессию, направленную на кого-то конкретного, посредством других людей (злые шутки, сплетни, травля).
- Обида: по малейшему поводу, причем обида может быть направлена на конкретного человека (сверстника или взрослого) или «на весь мир».
- Пассивно-агрессивное поведение (скрытая агрессия): нежелание делать то, что просят, «забывание» просьб и поручений, сознательное оттягивание времени.
ЗА ГРАНЬЮ НОРМАЛЬНОСТИ
Ролики, выложенные самими подростками в Ютубе, свидетельствуют о вопиющих фактах проявления подростковой агрессивности.
Они способны на многое:
- ударить пожилого человека, высмеять, повалить на землю (дедушка не дал закурить и попробовал прочесть лекцию о вреде курения);
- бить и пинать бродячих кошек и собак («А что? Они разве кому-то нужны?);
- издеваться над бомжами («Они — отбросы общества, пусть знают свое место!»);
- избить своего учителя («Бабушка в маразме, а преподает физкультуру!»);
- надругаться над одноклассником («Да он мажор, вот мы его и прополоскали в унитазе школьного туалета, чтобы не выпендривался»);
- отомстить бывшему возлюбленному или возлюбленной.
Агрессия и агрессивность детей переходит все нормы допустимого. Неужели мы это будем считать "нормой" подросткового поведения?
ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ
Психологи различают понятия агрессии и агрессивности. Агрессия в переводе с латыни означает "нападение", "враждебность". Под агрессией, прежде всего, понимают действия.
Агрессивность же — свойство человека, проявляющееся в готовности к агрессивному поведению. Причём некая предрасположенность к агрессии может быть как осознаваемой человеком, так и неосознаваемой.
У агрессии разные лики, она может быть направлена на окружающих людей, внешнюю среду и на себя.
Итак, агрессия является, с одной стороны, следствием агрессивности, с другой, — возникает в процессе жизненного опыта.
НУЖНО ДЛЯ ЖИЗНИ
Быть агрессивным нынче модно. Считается, что агрессия — своеобразный механизм психологической защиты личности от воздействий на неё внешнего мира. Чтобы не быть пассивным, зависимым, не умеющим отстаивать собственные интересы и цели, нужно быть агрессивным.
- Мама в песочнице радуется, что её карапуз отобрал у другого малыша ведёрко.
- Молодец, умеет добиваться своих целей! Себя в обиду не даст...
- Другая по дороге в детский сад учит: - Если тебя кто толкнёт, ты сдачу давай.
- Папа девочку в три года на занятия боевыми искусствами записывает, чтобы умела за себя постоять.
Понятно, что родители ведомы благими намерениями, однако, не видят, что обучают детей агрессивным формам поведения и не учат другим способам взаимодействия с окружающими, другим путям решения проблем. Собственноручно часто растят монстров, а потом не знают, что с ними делать.
Агрессивность подростков — одно из самых распространенных, болезненных последствий неправильного воспитания.
- Не реагируйте мгновенно, не взрывайтесь (сначала подумайте, потом говорите).
- Не провоцируйте своим поведением противоположную сторону.
- Не провоцируйте начало разговора на темы, о которых вы знаете, что они бесят Вас.
- Оценивайте события и ситуации в соответствии с их истиной значимостью.
- Попытайтесь сменить реакцию и по иному взглянуть на ситуацию (раздражение- юмор, слезы – смех, легкомыслие- серьезность)
- Смените тему разговора, если дело пахнет конфликтом.
- Избегайте общество людей к которым испытываете неприязнь.
- Избегайте места, где неуютно себя чувствуете.
- 1. Не оставлять окна открытыми, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить ее навсегда.
2. Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна.
- ребенок не может находиться без присмотра. В особенности в помещениях, где открыто настежь окно или есть хоть малейшая вероятность, что ребенок может его самостоятельно открыть;
- фурнитура окон и сами рамы должны быть исправны, чтобы предупредить их самопроизвольное или слишком легкое открывание ребенком;
- если оставляете ребенка одного даже на непродолжительное время в помещении, а закрывать окно полностью не хотите, то в случае со стандартными деревянными рамами закройте окно на шпингалеты и снизу, и сверху (не пренебрегайте верхним шпингалетом, так как нижний довольно легко открыть) и откройте форточку;
- в случае с металлопластиковым окном, поставьте раму в режим «фронтальное проветривание», так как из этого режима маленький ребенок самостоятельно вряд ли сможет открыть окно;
- нельзя надеяться на режим «микропроветривание» на металлопластиковых окнах - из этого режима окно легко открыть, даже случайно дернув за ручку;
- не пренебрегайте средствами детской защиты на окнах: металлопластиковые окна в доме, где есть ребенок, просто необходимо оборудовать специальными устройствами, блокирующими открывание окна;
- воспитывайте ребенка правильно: не ставьте его на подоконник, не поощряйте самостоятельного лазания туда, строго предупреждайте даже попытки таких «игр»;
- объясняйте ребенку опасность открытого окна из - за возможного падения.
- [media=media=https://youtu.be/rvcmjoE6rHk]
19.03.2021г. члены клуба"РОСТ" приняли участие в игровой программе «Курить - здоровью вредить».
Цель: Формирование осознанного негативного отношения к курению.
18.03.2021 педагог-психолог Наталья Сергеевна приняла участие в работе площадки социального форума «Лето и дополнительное образование: новый взгляд, новое решение» как Региональный эксперт в области профессиональных проб, профессионального самоопределения подростков.
В рамках форума обсуждали очень важный вопрос как «Умные каникулы». Основная идея-в рамках летнего периода у каждого ребенка есть возможность пройти профессиональные пробы и выбрать свой путь развития.
Почему это так важно???
Сегодняшний школьник войдет в экономику лет через пять-семь. Мир существенно изменится за это время. Рассчитывая стать менеджером, юристом, экономистом, пиарщиком или даже программистом, школьник ориентируется на успех в сегодняшних реалиях, но в будущем понадобятся другие специалисты. Иллюстрация этого – разочарование многих молодых людей, которые отправились получать высшее образование, опираясь на текущую статистику востребованности профессий, а через пять-шесть лет осознали, что ошиблись.
Итоги WorldSkills Kazan 2019 ясно показали, что анализ и прогноз формирования навыков будущего – сегодня одно из самых перспективных направлений в системе профессиональной подготовки как в национальном, так и в международном масштабе.
Мы сегодня говорили еще о том, что хотим помочь школьникам сделать более осознанный выбор, который приходит через понимание своих возможностей и целей. Социальный проект «Умные каникулы» как раз поможет детям и их родителям эффективно выбрать траекторию развития, через понимания себя, своих сильных и слабых стороны. Ребята научаться осознанно принимать решения и планировать свое будущее уже сегодня через профессиональные пробы.
Кто же такие телефонные мошенники?
Это нарушители закона, которые с помощью стационарного либо мобильного телефона обманным путем выманивают деньги. Телефонные аферисты сегодня процветают, поскольку их сложно найти и наказать.Как защитить себя от телефонных мошенников? Только используя свою бдительность, наблюдательность, внимательность и рассудительность.
Случай с родственником.
Это очень популярный вид мошенничества сегодня. «Звонок» от родственника, друга, сослуживца, который попал в беду, никого не оставит равнодушным. Мошенники играют с чувствами людей, используя различные несчастья: аварии, взрывы, ДТП и т. п.Чаще всего аферисты звонят ночью, когда человек, ничего не подозревая, отдыхает и ему сложно сконцентрировать свое внимание, проснувшись от звука телефонного звонка. Мошенники представляются сотрудниками полиции, ГАИ, следственного отдела. По телефону сообщается, что родственник попал в беду, но, «Дело» не будут пускать в ход, если Вы в определенное время привезете определенную сумму. На сбор денег дается 10-15 минут и сообщается место встречи либо передачи денег. Все рассчитано на то, что в состоянии аффекта человек не станет перезванивать родственнику и выяснять, все ли у него в порядке. Мошенники настойчивы, требуют немедленных действий.
Что же нужно делать в подобной ситуации? Во-первых, сразу нужно звонить «попавшему в беду» человеку на его личный номер. Убедиться, что с ним все в порядке. Во-вторых, попытаться успокоиться и все обдумать. Может ли этот человек вообще попасть в подобную ситуацию. В-третьих, позвонить кому-то из родственников и рассказать о случившимся, посоветоваться, что делать.
На поведение человека влияют нормы и законы общества, в котором он живет. Правовые, нравственные, моральные устои руководят поступками, образом мыслей и действиями личности. Если человек игнорирует или намеренно нарушает общепринятые нормы и демонстрирует это окружающим (активно или пассивно), то его поведение расценивается как асоциальное, или девиантное. Его способны проявлять люди всех возрастных групп независимо от половой принадлежности, материального достатка, уровня образования, профессиональной деятельности.
Проявления у детей
У маленького ребенка асоциальное поведение выражается в неумении строить отношения в детском коллективе, отсутствии интереса к обучающим занятиям, агрессивности и жестокости к членам семьи, другим людям, животным. Такие индивиды истеричны, грубы, конфликтные ситуации пытаются решать криками, дракой, угрозами. Нередко ребенок с данным поведенческим нарушением ворует деньги у родителей, вещи сверстников в садике или школе.
Младшие школьники с асоциальным поведением сразу получают определение трудных детей, их держат на заметке учителя и администрация
школы, что усугубляет проблему, поскольку вызывает у ребенка протест, выражающийся в непослушании, отказе выполнять задания, сотрудничать с коллективом.
Причины проявления поведенческих расстройств такого типа могут быть медицинскими, педагогическими, психологическими, социальными:
1. Медицинские факторы делят на врожденные (поражения плода различной этиологии во время внутриутробного развития ), наследственные (генетическая предрасположенность к отклонениям поведения ), приобретенные (инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма, психосоматические патологии).
2. Педагогические причины подразумевают ошибки в воспитании ребенка, допускаемые в семье. Плохой пример родителей, чрезмерная опека, пренебрежение родительскими обязанностями, необоснованные наказания, завышенные требования, игнорирование базовых потребностей ребенка приводит к развитию различных поведенческих отклонений.
3. Психологические факторы формируются на фоне медицинских и педагогических: патологии головного мозга и нервной системы в тандеме с неадекватной атмосферой семьи неизбежно приводят к негативным изменениям психики ребенка, что выражается в повышении уровня агрессии, неуправляемости, нежелании идти на контакт со взрослыми.
4. Социальные причины подразумевают материальное и социальное неравенство и связанные с этим насмешки, издевательства, травлю со стороны сверстников, на что остро реагируют дети среднего возраста и подростки. К ним также относится проживание в неблагополучной семье с родителями -наркоманами, страдающими алкоголизмом, ведущими распутную жизнь.
Оставленные без внимания взрослых единичные проявления жестокости и агрессии у детей служат источником развития устойчивых нарушений поведения. В будущем это способно перерасти в склонность к патологическому насилию и совершению преступлений. Но до 7-8 лет понятие "девиантность" психологи не применяют, поскольку оно подразумевает осознанно направленные действия, что для ребенка дошкольного возраста нехарактерно.
Проявления у подростков
Асоциальное поведение наиболее часто наблюдается у подростков. Если в дошкольном возрасте ребенка не исправляли соответствующим образом, покрывали его проступки, допускали применение оскорблений и силы по отношению к членам семьи и родственникам, то к подростковому периоду у него сформируется четкая поведенческая линия, которой он будет придерживаться в жизни.
Часто такие подростки бравируют своими антисоциальными поступками, гордятся безнаказанностью со стороны родителей, пытаются создавать бунтарские группы и руководить ими. Находя поддержку в среде сверстников, утверждаются в своей исключительности, ведут себя вызывающе со взрослыми, грубят, отказываются выполнять поручения в школе и дома. В дальнейшем уровень агрессии растет, подросток может убегать из дома, ввязываться в драки, кражи, вступать в сексуальные и гомосексуальные связи, примыкать к преступным группировкам.
Начать вести себя антисоциально могут и подростки из благополучных семей, не имеющие сложностей с адаптацией, успеваемостью, поведением. Причиной таких изменений бывает влияние друзей, строгость родителей, романтическое восприятие образа "плохого парня" и отношений с ним (у девушек), семейные проблемы.
Другие факторы, способствующие асоциальному поведению подростка:
- деградация личности на фоне нищеты, неправильного воспитания, плохого примера родителей;
- влияние молодежной субкультуры (панки, хиппи, готы, эмо и т. д.)
- вовлечение в религиозный культ (вуду, сатанизм);
- музыкальный или спортивный фанатизм, сопровождающийся вызывающим внешним видом и антиобщественными поступками;
- желание самоутвердиться, невозможность сделать это путем демонстрации знаний, навыков, таланта, материальных приобретений;
- подверженность одному из видов психологической зависимости;
- физические проблемы в связи с заболеванием.
Часто подросток направляет агрессию на себя самого, нанося раны, царапины, ожоги, порезы на разные части тела. Испытывая физическую боль, он старается заглушить эмоциональные страдания, поэтому, заметив у ребенка характерные повреждения на теле, необходимо вовремя прийти ему на помощь. Крайнее проявление аутоагрессии - суицидальные наклонности.
Несколько советов, помогающих формировать у детей адекватное отношение к себе и окружающим:
1. Заслуженная похвала. Детей нужно поощрять, но только в том случае, когда они действительно этого заслуживают. Если похвала в адрес ребенка звучит постоянно без повода, то развивается эгоизм и самовлюбленность, что в будущем влечет проблемы с адаптацией и отклонениям в поведении.
2. Исправление. Отрицательные черты характера, плохие привычки, неблаговидные поступки не должны оставаться без внимания взрослых. Последовательно и спокойно надо объяснять детям, какое поведение неприемлемо и почему.
3. Открытое общение. Ребенок должен быть уверен, что в семье его всегда поймут и поддержат. Страх перед наказанием делает его лживым, изворотливым, замкнутым, поэтому проблемы сына или дочери нужно обсуждать и решать спокойно, тогда они научатся доверять родителям.
4. Совместные занятия. Дети в любом возрасте дорожат временем, проведенным с семьей, поэтому даже занятым отцу и матери следует планировать семейный отдых, развлечения, праздники.
5. Положительный пример родителей. Доброжелательная атмосфера, взаимное уважение, понимание, любовь между супругами формируют здоровую самооценку у ребенка, что влияет на его поведение и адаптацию в социуме.