Сайт для педагогов, детей и их родителей » Досугово — развивающая деятельность » Страница 19

Лиепая.


Мы о войне из книжек узнаём.

 

 Все, что бы ни происходило с нашей страной, все остается в памяти поколений, отражается в культуре, произведениях известных писателей, превращаясь в историю нашего народа. Так доходят до наших дней произведения, повествующие о немыслимых испытаниях, о величайших подвигах, о людях, которые верно служил своей родине.  Каждый из нас узнает о войне по-разному. Кто-то услышал рассказ ветерана, кто-то посмотрел фильм, кто-то прочитал книгу 

В преддверии годовщины великой победы мы предлагаем вам подборку рассказов о Великой Отечественной войне.


Детские рассказы о великой отечественной войне

Сергея Алексеева

 

Брестская крепость

 

Брестская крепость стоит на границе. Атаковали ее фашисты в первый же день войны.

Не смогли фашисты взять Брестскую крепость штурмом. Обошли ее слева, справа. Осталась она у врагов в тылу.

Наступают фашисты. Бои идут под Минском, под Ригой, под Львовом, под Луцком. А там, в тылу у фашистов, не сдается, сражается Брестская крепость.



Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости.

Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Кругом вода, но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни.

– Воды!

– Воды!

– Воды! – несется над крепостью.

Нашелся смельчак, помчался к реке. Помчался и сразу рухнул. Сразили враги солдата. Прошло время, еще один отважный вперед рванулся. И он погиб. Третий сменил второго. Не стало в живых и третьего.

От этого места недалеко лежал пулеметчик. Строчил, строчил пулемет, и вдруг оборвалась очередь. Перегрелся в бою пулемет. И пулемету нужна вода.

Посмотрел пулеметчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух. Глянул туда, где Буг, где протоки. Посмотрел налево, направо.

– Эх, была не была.

Пополз он к воде. Полз по пластунски, змейкой к земле прижимался. Все ближе к воде он, ближе. Вот рядом совсем у берега. Схватил пулеметчик каску. Зачерпнул, словно ведром, воду. Снова змейкой назад ползет. Все ближе к своим, ближе. Вот рядом совсем. Подхватили его друзья.

– Водицу принес! Герой!

Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. Не знают они, что воду для пулемета принес пулеметчик. Ждут, а вдруг угостит их сейчас солдат – по глотку хотя бы.

Посмотрел на бойцов пулеметчик, на иссохшие губы, на жар в глазах.

– Подходи, – произнес пулеметчик.

Шагнули бойцы вперед, да вдруг…

– Братцы, ее бы не нам, а раненым, – раздался чей то голос.

Остановились бойцы.

– Конечно, раненым!

– Верно, тащи в подвал!

Отрядили солдаты бойца в подвал. Принес он воду в подвал, где лежали раненые.

– Братцы, – сказал, – водица…

Повернулись на голос головы. Побежала по лицам радость. Взял боец кружку, осторожно налил на донышко, смотрит, кому бы дать. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.

– Получай, – протянул он солдату кружку.

Потянулся было солдат к воде. Взял уже кружку, да вдруг:

– Нет, не мне, – произнес солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.

– Детям! Детям! – послышались голоса.

Понес боец воду детям. А надо сказать, что в Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.

Спустился солдат в подвал, где были дети.

– А ну, подходи, – обратился боец к ребятам. – Подходи, становись, – и, словно фокусник, из за спины вынимает каску.

Смотрят ребята – в каске вода.

– Вода!

Бросились дети к воде, к солдату.

Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.

– На, – протянул малышу.

Посмотрел малыш на бойца, на воду.

– Папке, – сказал малыш. – Он там, он стреляет.

– Да пей же, пей, – улыбнулся боец.

– Нет, – покачал головой мальчонка. – Папке. – Так и не выпил глотка воды.

И другие за ним отказались.

Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.

Посмотрел пулеметчик на воду, затем на солдат, на бойцов, на друзей. Взял он каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет.

Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. Снова нашлись смельчаки. К Бугу, смерти навстречу, поползли. Вернулись с водой герои. Напоили детей и раненых.

Отважно сражались защитники Брестской крепости. Но становилось их все меньше и меньше. Бомбили их с неба. Из пушек стреляли прямой наводкой. Из огнеметов.

Ждут фашисты – вот вот, и запросят пощады люди. Вот вот, и появится белый флаг.

Ждали, ждали – не виден флаг. Пощады никто не просит.

Тридцать два дня не умолкали бои за крепость «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних ее защитников.

Это были слова прощанья. Но это была и клятва. Сдержали солдаты клятву. Не сдались они врагу.

Поклонилась за это страна героям. И ты на минуту замри, читатель. И ты низко поклонись героям.



24 апреля 1945 год

Советские воины пробиваются к центру Берлина


Советские воины пробиваются к центру столицы Германии. "Войска 1-го Украинского фронта с боями заняли в южной части Берлина городские районы Мариендорф, Ланквиц, Осдорф, Штансдорф и соединились с войсками 1-го Белорусского фронта, форсировавшими реку Даме юго-восточнее Берлина",  - сообщило Совинформбюро в сводке за 24 апреля 1945 года.

Танкисты генерала Кривошеина наступают по Берлинер-аллее, ведущей из пригорода к центру фашистской столицы. "Каждый дом на этом пути немцы превратили в крепость, которую приходилось брать умело, согласованными действиями танков, самоходок, минометов, пехоты и сапер - пишет в "Известиях" фронтовой кинодокументалист Роман Кармен из штаба Кривошеина. - Сила русского натиска в уличных боях огромна. Она возрастет с каждым часом. Вот сообщают: "Тяжелая баррикада на широкой улице взята. Двигаемся дальше…", "Дом на перекрестке в наших руках". Генерал приказывает: "Дайте артиллерийский огонь по Остзееплац. Там пехота с двумя самоходками мешает нашему продвижению…"

"Не дожидаясь утра, мы поднялись на крышу дома, чтобы взглянуть оттуда на Берлин, - рассказывает Кармен. - В легкой молочной дымке, озаренной лунным светом, смутно вырисовывается далекая перспектива огромного города. Зарницами вспыхивают в небе отблески орудийных залпов. Несколько очагов пожаров заревом полыхают в ночи, которая войдет неизгладимой страницей в историю человечества".

"На канале, с которого только что сбросили немцев, саперы налаживают разрушенный мост, - рассказывает о наступлении в Берлине "Красная Звезда". - Кто-то в другом месте запрудил воду битой техникой немцев. Здесь свалены в кучу повозки, торчат стволы огромных зенитных пушек, а сверху налажены в ряд борты немецких автомобилей. "Пробуй!" - кричит чумазый танкист. Машину заводят. Лязгая гусеницами, танк вползает на баррикаду. "Мост" хрустит, оседает, но все же выдерживает. Танки проходят через канал".

"Бои в Берлине носят весьма своеобразный характер. Здесь трудно прочертить четкую линию переднего края, - пишет корреспондент армейской газеты. - Бывает и так, что враг притаится, пропустит пехоту, а потом бьет по танкам, и тогда на пройденном рубеже вновь разгораются бой. Нечто подобное произошло на одном перекрестке улиц, которыми еще утром овладели наша пехота и самоходная артиллерия. Среди дня здесь вдруг возникли бои. Выяснилось, что немцы перебросили из центра города через тоннели метро свежие силы".

"Гвардии старший лейтенант Гранкин быстро сообщил в штаб о появлении противника, - рассказывает журналист. - На место прибыл общевойсковой офицер. Следом за ним подъехали на автомашинах два взвода пехоты. Их сопровождали четыре самоходных орудия крупного калибра. Пехотинцы спрыгнули на землю и, прижимаясь к стенам домов, пошли вперед. Загремели выстрелы автоматов, разрывы гранат. Грохоча мотором и гусеницами, проползло самоходное орудие, за ним второе. Два других орудия, проскочив переулками, двинулись на перекресток с другой стороны.  Повсюду загремели орудийные выстрелы. Немцы пытались отвечать, но их огонь был малодействителен, потому что на район перекрестка обрушили свой удар минометчики".

Бой длился около часа, и станция метрополитена снова оказалась в наших руках. "Чтобы застраховать себя от повторения подобного случая, наша пехота проникла внутрь станции и установила там пулеметы, обращенные стволами на выходы из-под земли. Артиллеристы ухитрились втянуть в метро три небольшие пушки, чтобы бить в случае необходимости вдоль тоннелей", - сообщает "Красная Звезда".

Переправа через Нейсе

"Известия" рассказывают о переправе через реку Нейсе, которую совершили войска 1-го Украинского фронта, чтобы нанести удар по Берлину с юга.

"Опытная рука держит вожжи огромного наступления. Все идет как надо, все заранее обдумано. Каждое орудие стреляет по своей цели. Каждый солдат идет по намеченному пути. Танки знают свою полосу. Удар рассчитан точно и строго.

Передовые отряды пехоты уже далеко за рекой. Сопротивление немцев усилилось, но испытанные в боях солдаты генерала Пухова смело пробиваются вперед. Поступают сведения с соседних участков: продвигаются сталинградцы, 2-я польская армия захватила большую группу пленных. Передовые отряды танков переправились через реку Нейсе и рвутся вперед. Наступление разрастается. Сила удара крепнет". 

"Опираясь на заранее подготовленные рубежи обороны и опорные пункты, противник сопротивлялся с ожесточением обреченного. На поле боя появились большие группы немецких танков и самоходных орудий. Они шли в контратаки в месте с пехотой, стремившейся во что бы то ни стало остановить наше наступление. Советская пехота, артиллерия и танки мощными ударами опрокидывали контратакующих и километр за километром оттесняли врага. Наши летчики активно поддерживали наземные войска, нанося удары по боевым порядкам и коммуникациям противника". "Отбивая контратаки врага, войска фронта продвинулись вперед и ворвались с юга в Берлин. Герои Вислы, Одера, Нейсе пронесли победные знамена до столицы фашистской Германии", - пишут "Известия".

 

23 апреля 1945 год



Войска 1-го Белорусского фронта ведут бои в Берлине. "Противник яростно сопротивляется, но под ударами советских войск оставляет одну позицию за другой, - сообщило Совинформбюро в сводке за 23 апреля 1945 года.

"Ожесточенные бои произошли в северо-восточной части Берлина. Немцы ввели в бой несколько пехотных полков и до 40 отдельных батальонов. Опираясь на укрепления, построенные у линии окруженной железной дороги, противник неоднократно переходил в контратаки. После сильного артиллерийского обстрела вражеских позиций наши войска прорвали немецкую оборону. Занят газовый завод и ряд городских кварталов", - говорится в сводке Совинформбюро.

В статье  описано движение наступающих советских войск по берлинской магистрали. "Вступление наших танков на территорию гитлеровской столицы ознаменовалось нарушением немецких правил пользования автострадой. Танки, самоходные орудия бронетранспортеры, автомашины, с орудиями и минометами на прицепе, грузовики, - все сразу хлынуло во всю ширь автострады и могучим потоком ринулось вперед. Берлинская кольцевая автострада не могла вместить весь поток нашей боевой техники, и нарушение правил движения была, таким образом, вызвано военной необходимостью. Впрочем, сквозного встречного движения в эти часы и не планировалось. Наоборот, все что двигалось навстречу, со стороны центра Берлина и тех пригородов, где еще сидели немцы, немедленно уничтожалось огнем всех видов советского оружия и сметалось с пути".

"Широкая дорога местами подпорчена боем, - пишет другой корреспондент "Красной Звезды". - Справа и слева развертывается картина к которой уже привыкает глаз. Стоят сожженные немецкие танки, много зенитных орудий, еще несколько часов тому назад бивших по нашим наземных войскам, траншеи, проволока, воронки, горящие автомашины, толпы немцев, идущих по краям автострады. "Капитуляция… Я иду домой", - отвечают они на вопросы. Это те, кто ушел из Берлина, спасаясь от ужаса бомбардировок".

Пресса союзников о Красной Армии в Берлине

"Все газеты отводят главное место сообщениям о боях Красной Армии в Берлине, - пишет корреспондент ТАСС из Нью-Йорка. - Вчера вечером и сегодня днем все передачи известий по радио начинались с последних сведений о продвижении войск Красной Армии. Газета "Нью-Йорк таймс" пишет, что пылающий Берлин является символом приговора истории над Гитлером и его деяниями.

Из столицы Франции ТАСС сообщает, что в "понедельник, 23 апреля, вышли специальные выпуски парижских газет, чтобы сообщить населению о том, что советские войска ворвались в Берлин".  "Газета "Нувель дю матэн" пишет: "Наконец, мы дождались! Русские в Берлине!.. Решающий удар нанесен! Трехкратное ура славной русской армии!"

"В Берлин, центр всех преступлений, ворвалась Красная Армия, пишет газета "Паризьен либере", Берлин падет. Советские войска проникли в этот огромный город, в эту цитадель насилия и жестокости. Удар нанесен в самое сердце Германии, этой огромной империи, которая в течении стольких лет нарушала спокойствие и счастье народов".

Дом где родился Владимир Ильич (Ленин)



Этот дом стоит во внутреннем дворике Мемориала. Выглядит, как и более века назад, когда здесь, на бывшей Стрелецкой улице, поселились Ульяновы. Дом небольшой, нижний этаж — полуподвал — из кирпича, верхний — деревянный, обшит снаружи тесом. Дом в прошлом считался флигелем, так как находился во дворе.

Из-за ветхости все старые соседние строения тут снесли. Но общий вид улицы и расположение ме­мориальных ленинских домов хорошо передает дио­рама в Ульяновском филиале Центрального музея В. И. Ленина.

Флигель на Стрелецкой стал первой квартирой ин­спектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова, его жены Марии Алек­сандровны и двух малолетних детей — Анны и Алек­сандра. Они поселились здесь осенью 1869 года, приехав из Нижнего Новгорода. Жилым у них был верхний этаж — четыре небольшие комнаты. А в ни­зу, в полуподвале, размещались кухня с большой русской печью и подсобные помещения. Во флигеле 10 (22 апреля) 1870 года родился Вла­димир Ильич Ульянов (Ленин).

К приезду Ульяновых в Симбирск на Стрелецкой улице еще сохранялись страшные следы опустоши­тельного пожара 1864 года. А флигель, который сняли Ульяновы, был только 2—3 года как отстро­ен. С севера улица замыкалась зданием тюрьмы.

 

 

Дом в котором Ульяновы жили в начале 70-х

 

Во внутреннем дворике Мемориала, в нескольких метрах от флигеля, в котором родился В. И. Ленин, стоит кирпичный, двухэтажный дом с небольшой угловой террасой на втором этаже. В 70-х годах XIX века он смотрел фасадом на Стрелецкую улицу. Осенью 1870 года на втором этаже дома освободи­лась квартира, и Ульяновы флигель сменили на нее. Жизнь Ульяновых протекала удивительно гармо­нично, при полном согласии супругов в воспитании детей. Юные детские души на всю жизнь запечат­лели благородный пример отца, его трудолюбие, преданное служение народному просвещению, чест­ность и правдивость, тактичность и сердечную доб­роту. Мария Александровна была матерью в самом высоком значении этого слова. Разносторонне обра­зованная женщина, знавшая французский, немец­кий и английский языки, прекрасно игравшая на рояле, она давала детям первоначальные навыки чтения и письма, прививала любовь к музыке, учила иностранной речи.

С 1870 года у Ульяновых полноправным членом семьи жила няня Варвара Григорьевна Сарбатова, надежная помощница Марии Александровны в за­ботах о детях, горячо любившая их, особенно своего первого питомца Володю.

4 (16) ноября 1871 года родилась Оля Ульянова.

В 1969 году дом подвергся реставрации и с наружной стороны приобрел тот вид, какой был при Ульяновых.



Дом в котором семья ульяновых жила в 1871-1875

Этот дом тоже входит в комплекс Ленинского ме­мориала. Деревянный, двухэтажный, обшитый те­сом, он стоит немного поодаль от остальных. Улья­новы в нем поселились на втором этаже в конце 1871 года. Квартира невелика, но с кухней здесь же, на втором этаже,— немалое удобство для растущей семьи.

Дом находился в самом конце Стрелецкой улицы. Дальше, через небольшую площадь, располагалась тюрьма.

Квартира Ульяновых состояла из гостиной, каби­нета Ильи Николаевича, детской и столовой, где за перегородкой стояла кровать Марии Александровны. Назначение комнат было условным. Анна Ильинич­на, например, о кабинете Ильи Николаевича заме­чала: «Громкое название. Это была маленькая ком­ната, служившая отцу и спальней, с письменным столом, за которым делал уроки и брат Саша». Ульяновы не водили широких знакомств, особенно уединенно жили в первые годы. Местное общество дворян й чиновников, с их мелкими, корыстными интересами, было чуждо Ульяновым. Позже, когда Илья Николаевич стал директором народных училищ и у него появились сослуживцы, с некоторыми из них сложились дружеские отношения. Володя рос здоровым, резвым и жизнерадостным мальчиком. С младшей сестрой Олей они затевали шумные игры и беготню. В эти забавы вовлекались Аня с Сашей. Вчетвером любили играть в школу. «Мы, старшие,— вспоминает Анна Ильинична,— копировали учителей, а младшие, несмотря на их живость, изображали очень охотно учеников». Учителями, которых могли представить себе дети, были мать и молодой педагог Василий Андреевич Калашников. Его И. Н. Ульянов пригласил зани­маться с Аней и Сашей на дому с осени 1873 года. Отец готовил своих первенцев к поступлению в гим­назию. И через год Саша был уже определен в при­готовительный класс.

Дети становились старше, но их досуг по-прежнему проходил в домашнем кругу. Вспоминая о зимних вечерах, А. И. Ульянова-Елизарова писала: «За частыми отлучками отца мы проводили время пре­имущественно с матерью: читали, занимались, мастерили что-нибудь из картона и цветной бумаги для елки». То-то было радости украшать и любо­ваться лесной красавицей!

Каждое лето (до 1875 года) семья проводила в де­ревне Кокушкино, под Казанью, где жил Алек­сандр Дмитриевич Бланк, отец Марии Александ­ровны. Сюда же съезжались семьи сестер Марии Александровны. Собиралась большая компания род­ственников. Деревенское приволье, речка, лес — столько интересного, занимательного, удивительного таили они для ребят.

4 (16) августа 1874 года у Ульяновых родился сын Митя.

А двумя месяцами ранее Илья Николаевич получил назначение на вновь учрежденную должность директора народных училищ Симбирской губернии.


Мариинская гимназия

На углу улиц Гончарова и Л. Толстого в старинном двухэтажном здании расположена третья средняя школа имени Анны и Ольги Ульяновых. А до Ок­тябрьской революции здесь была Мариинская жен­ская гимназия, в которой учились Анна (1875— 1880) и Ольга (1883-1887) Ульяновы. В гимназию заглядывал их брат Владимир. По прось­бе Ольги он иногда, например, во время ее болезни приходил узнать о домашних заданиях, был посред­ником в переписке подруг. В фондах Дома-музея В. И. Ленина хранится записка Ольги к Вере Юстиновой. По свидетельству Д. М. Андреева, «на гимназических балах Володя Ульянов бывал распо­рядителем. Он не любил танцевать и не любил быть только зрителем, и поэтому роль распорядителя ему больше подходила».

Мариинская женская гимназия открылась в 1864 го­ду. Ей отвели здание, построенное в 1820 году. Для гимназии оно было расширено и заново отделано. Одно время после революции тут находился педаго­гический техникум, а в 30-е годы разместилась сред­няя школа No 3. Учащиеся создали школьный музей Анны Ильиничны и Ольги Ильиничны Ульяновых.


 


Карамзинский сквер

Он образовался на площади вокруг памятника Ни­колаю Михайловичу Карамзину — известному исто­рику и писателю, уроженцу Симбирской губернии. Памятник был торжественно открыт 23 августа 1845 года. По проекту профессора Академии худо­жеств С. И. Гальберга работу после его смерти за­вершили ученики автора А. Иванов, П. Ставассер, К. Климченко и Н. Рамазанов. Памятник выполнен в стиле классицизма, носит аллегорический характер. Его венчает изящная фигура музы истории Клио. В полукруглой нише четырехгранного пьедес­тала из красного полированного гранита установлен бюст Н. М. Карамзина.

Двадцать лет памятник стоял на открытой площади. В 1865 году здесь был заложен сквер, позже обне­сенный чугунной оградой работы местных мастеров. В первые годы жизни Ульяновых в Симбирске Карамзинский сквер, в который наведывались Анна Ильинична девочкой с братом Сашей, не производил благоприятного впечатления: «Это был типичный казенный садик того времени, с неизбежными ал­лейками из акаций и сирени, с парой клумбочек. Гулять там надо было чинно, дети были стеснены в своих движениях и обычно, кроме праздников, когда по аллеям его проводили несколько разоде­тых, скучающих детей, он пустовал...» В 80-х годах разрослись в сквере посадки, была бла­гоустроена прилегающая территория. И он стал одним из любимых уголков гимназистов. По свиде­тельству подруги Ольги Ильиничны А. Ф. Щербо, в Карамзинском сквере они назначали место встреч перед театром. По просьбе Ольги Владимир Ульянов на собранные в складчину деньги покупал билеты в театр и приносил их в сквер.

И в наше время благоухает этот пышный, нарядный сад, где растут вековые березы, сосны, тополя.


 

 

 

1 школа


 В первые годы существования мужской гимназии не все классы помещались в основном здании гимназии. Для младших параллельных классов снималось помеще­ние в нижнем этаже городской управы. Здесь в первом классе учился Владимир Ильич.




Впоследствии он учился в основном здании гимназии. Здание находилось на той же Спасской улице (Совет­ской улице, дом № 12); оно было построено в 1864 го­ду после большого пожара в Симбирске.

На здании бывшей Симбирской мужской гимназии висит мемориальная доска, на которой написано:

«Здесь учился Владимир Ильич Ульянов-Ленин (1879—1887 гг.)»

В старом Симбирске здесь помещалась мужская классическая гимназия. В этой гимназии провел восемь лет В. И. Ульянов, оставаясь неизменно первым учени­ком. Он закончил ее в 1887 году с золотой медалью.

Здесь же обучались его братья: старший — Алек­сандр Ильич с 1874 по 1883 год и младший — Дмитрий Ильич с 1883 по 1887 год.

В классных комнатах, в которых обучался Владимир Ильич, в настоящее время установлены мемориальные доски с указанием, в каком классе и в каком году здесь обучался гимназист Владимир Ульянов.

В помещении школы имеется класс-музей В. И. Ленина, в нем восстановлена вся та обстановка (парты, классная доска, кафедра), которая была в нем в годы обучения Владимира Ильича. Этот класс-музей посе­щают все трудящиеся, которые приезжают в Ульяновск для ознакомления с ленинскими местами нашего города.

В настоящее время в этом здании размещена первая средняя школа.



Ленинский мемориал


 

— комплекс сооружений, со­стоящий из монументального здания самого Мемо­риала и трех мемориальных домов, связанных с рождением и ранним детством Владимира Ильича.

Ленинский мемориал возведен по проекту творче­ского коллектива Центрального научно-исследова­тельского института экспериментального проектиро­вания зрелищных зданий и спортивных сооружений под руководством Б. С. Мезенцева. Строительство началось с торжественного акта. 22 апреля 1967 года — в 97-ю годовщину со дня рож­дения В. И. Ленина — тысячи трудящихся Улья­новска собрались на месте будущей стройки. После митинга первый секретарь обкома КПСС А. А. Скочилов вложил в нишу четырнадцатиметровой сваи фундамента капсулу с «Обращением к потомкам». Это послание передавало как эстафету священную клятву советских людей в верности ленинизму, за­верение в том, что ленинские памятные места, дра­гоценные ленинские реликвии будут сохранены на века.

16 апреля 1970 года — нака­нуне 100-летия со дня рождения В. И. Ленина — со­стоялось открытие Ленинского мемориала. На тор­жества прибыл Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.


 

В результате изучения исторических и планировочных вопросов развития Ульяновска композиция Мемориального центра определилась в виде ансамбля, состоящего из двух площадей — существующей административной площади Ленина и новой Мемориальной площади, связанных между собой торжественной, идущей параллельно набережной, эспланадой.


 

Площадь Мемориального центра лежит на вершине гигантского амфитеатра, образуемого склонами берега Волги. Перепад отметок площади и уровня воды— 142 м. У подножья этого амфитеатра находится огромное водное пространство Куйбышевского водохранилища. Величественная панорама, раскрывающая с площади в сторону Волги, стала главным компонентом в объемно-пространственной структуре ансамбля.

В центре Мемориальной площади размещено квадратное в плане здание Ленинского Мемориала с равновеликими пространствами вокруг него. С южной стороны площадь ограничивается горизонтальным объемом здания педагогического института; с северной стороны— бульваром Гончарова с существующими жилыми зданиями.

Стремление добиться органической связи Мемориального ансамбля с окружающей природной средой, стремление к образному завершению трактовки Мемориальной площади сказалось и на малой ее архитектуре. Площадь первоначально представляла собой парк, с низкими посадками стриженой зелени, группами цветников, розариев, служащих продолжением зеленых террас волжского откоса.

Создать площадь-парк с выходом к зеленому амфитеатру берега Волги, освобожденную от транспорта и предназначенную для постоянного пребывания людей, площадь, увенчанную белоснежным зданием-монументом, посвященным великому вождю, — вот задача, которую поставили себе проектировщики в стилистическом смысле решения площади. Зеленые насаждения, водоемы, террасы, идущие от Мемориала к бровке берега, связали его с зеленой зоной бульваров Старого и Нового Венцов и с полукольцом бульвара Гончарова.



Дом музей

Черты этого дома знакомы теперь миллионам. Выглядит он так, как при Ульяновых. Его архитектура типична для многих небогатых деревянных зданий того времени: просто, без украшений обшит тесом; одноэтажный с фасада и с антресолями — для уплотнения и экономии — со стороны двора; имеет два парадных входа, отчего при необходимости можно разделить помещения на две изолированные части. У Ильи Николаевича был, хотя и небольшой, но удобный кабинет, свои комнаты и комнатки имели Мария Александровна и старшие дети, у младших — общая детская, отдельную комнату занимала няня. Совместным семейным занятиям служили гостиная и столовая, двор с большим садом. Годы, проведенные в этом доме, были весьма значительными для всех членов семьи Ульяновых. Музей, созданный теперь в бывшем доме Ульяновых,— это островок прошлого в современном динамичном мире. Здесь время замерло, остановилось на одном мгновении минувшего века. Ульяновы в обиходе имели только самое нужное, самое необходимое. Характеризуя обстановку родного дома, Анна Ильинична отмечала, что она «была самая простая, какая вообще часто встречалась у разночинцев средней руки; многое покупалось по случаю...»


 

С той поры изменился образ жизни людей, другими стали вкусы; иные вещи не только утратили прежние формы, но и вовсе вышли из употребления. В музее же они создают достоверность, воскрешают характер эпохи.

Важные штрихи к характеристике жизни Ульяновых дает обстановка двора и сада. Мария Александровна любила садоводство, разводила цветы, ухаживала за парничком и небольшим огородом. Физическую работу в саду, за исключением самой тяжелой по перекопке земли, выполняли дети. Двор служил для детских игр. О былых увлечениях напоминают теперь «гигантские шаги» и крокетная площадка. Зимой намораживали ледяную горку. Надворные постройки, оставшиеся от прежних владельцев, Ульяновы использовали лишь частично для хозяйственных нужд — хранения продуктов, дров, садового инвентаря. В каретном сарае Володя прикрепил трапецию, на которой занимался гимнастическими упражнениями. Здесь же у него была небольшая мастерская, где он вырезал ножом из осокоревой коры лодочки, сбивал ходули, на которых потом разгуливал по двору.

В надворной кухне летом 1882 года Александр оборудовал лабораторию. Обстановка ее была восстановлена в 1976 году.


 


 


Колючий парк


 

Небольшой сквер в нескольких кварталах от Дома- музея В. И. Ленина на улице 12 Сентября носит имя И. Н. Ульянова. Сквер заложили комсомольцы города в 1946 году на месте бывшего Покровского мужского монастыря.


 

Здесь, в глубине сквера, покоится прах Ильи Николаевича Ульянова, скоропостижно скончавшегося 12 (24) января 1886 года.

Илья Николаевич был погребен на кладбище монастыря с южной стороны, близ ограды. До отъезда из Симбирска (июнь 1887 года) стараниями Марии Александровны на могиле в форме аналоя поставлен памятник из местного материала — опоки. Сверху сделано изображение раскрытой книги, а по бокам — Могила И. Н. Ульянова.

Ульяновы даже в самый непродолжительный приезд в город навещали заветный уголок. В 1903 году была Мария Ильинична. В 1905—1906 годах — Дмитрий Ильич. Весной 1905 года к Дмитрию Ильичу приезжали Мария Александровна и Анна Ильинична. Они почтили память дорогого мужа и отца.

Будучи в Ульяновске в советское время, Анна Ильинична, Мария Ильинична и Дмитрий Ильич Ульяновы, Надежда Константиновна Крупская проведывали могилу Ильи Николаевича. В 1946—1948 годах при разбивке сквера и благоустройстве окрестной территории надгробный памятник и ограда могилы И. Н. Ульянова реставрированы. Прилегающую площадку покрыли керамической плиткой и обнесли большой металлической оградой. От входа в сквер сюда ведет асфальтированная аллея. Разросшиеся со временем вязы, словно бессменные часовые, сторожат последний приют выдающегося гражданина города.

В 1957 году, когда отмечалось 125-летие со дня рождения Ильи Николаевича, ему был открыт памятник, созданный по проекту выдающегося советского скульптора М. Г. Манизера. Недалеко от могилы И. Н. Ульянова, у входа в сквер, стоит бронзовый бюст И. Н. Ульянова. В нижней части пьедестала из розового гранита был сделан небольшой выступ и в нем — фигура крестьянского мальчика в лаптях с посошком и раскрытой книгой в руках.


 

Памятник на площади

22 апреля 1940 года на центральную площадь города вышли стар и млад; при небывалом стечении народа на Венце был открыт монументальный памятник Владимиру Ильичу Ленину, ставший гордостью горожан, украшением Ульяновска.


Над этим памятником — одним из лучших произведений монументальной Ленинианы — более 15 лет трудился выдающийся советский скульптор М. Г. Ма- низер. Он писал: «Памятник лучше всего характеризовать следующим образом — это Ленин в дни Октября, твердо уверенный в правоте и конечной победе своего дела. Ленин проницательно и бодро смотрит вдаль — в будущее человечества. Ленин, окруженный бурной стихией, ветром, рвущим с его плеч пальто».

Фигура Ленина отлита из бронзы и поднята на пьедестал из светло-серого карельского гранита (автор проекта — архитектор В. А. Витман). Высота монумента четырнадцать с половиной метров. Он органически слит с простором Волги, зеленью бульвара, общим архитектурным ансамблем. Площадь Ленина всегда нарядна и торжественна. С западной стороны к ней примыкает здание бывших областного и городского комитетов партии (построено в 1959 году), рядом — пятиэтажный корпус гостиницы «Советская» (1967 г.). На севере площадь переходит в просторную эспланаду, ведущую к Ленинскому мемориалу.


 


 

Мать с сыном


 


Ленинские памятные дома акцентированы скульптурной композицией, изображающей Марию Александровну Ульянову с маленьким Володей.


 

Эта скульптурная композиция, выполненная в (бронзе, поставлена у дома, в котором В. И. Ленин провел свои первые годы. Она создана коллективом московских скульпторов — О. Комовым, О. Кирюхиным, Ю. Черновым; руководитель коллектива народный художник РСФСР П. Бондаренко. Композиция изображает сидящую мать, обнявшую за плечи сына, стоящего около нее. Наполненная внутренним содержанием, связанная с местом первых лет жизни В. И. Ленина и с общим решением ансамбля, она вносит в него духовное богатство отношения народа к памяти матери великого вождя, вызывает чувство глубокого уважения.

 



22 апреля 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина) .



Тест «Владимир Ильич Ленин» поможет определить, насколько хорошо вы знаете нашего земляка.

22 апреля 1945 год




. В этот день части 1-го Украинского и 1-го Белорусского фронтов вели ожесточенные бои в Берлине. "На Берлинском направлении наши войска вели ожесточенные бои с упорно сопротивляющимся противником", - сообщило Совинформбюро в сводке за 22 апреля 1945 года. "Немецкое командование, стремясь преградить путь советским войскам, бросило в бой все имеющиеся силы. Берлинские военные школы прекратили занятия, а курсанты школ и обслуживающий персонал посланы на фронт. Гитлеровцы объявили в Берлине поголовную мобилизацию мужчин от 15 до 65 лет включительно. Все зенитные орудия противовоздушной обороны германской столицы также используются в качестве противотанковой артиллерии. Наши войска, преодолевая все препятствия, наносят противнику один удар за другим", - говориться в сводке Совинформбюро.

"Наше наступление не прекращалось ни днем, ни ночью, - вспоминал маршал Жуков. - Все усилия были направлены на то, чтобы не дать возможности противнику организовать оборону в новых опорных пунктах. Боевые порядки армий были эшелонированы в глубину. Днем наступали первым эшелоном, ночью - вторым. Заранее подготовленной обороне Берлина с его секторами, районами и участками был противопоставлен детально разработанный план наступления в самом городе. Каждой армии, штурмовавшей Берлин, заранее были определены полосы наступления. Частям и подразделениям давались конкретные объекты - районы, улицы, площади. За кажущимся хаосом городских боев стояла стройная, тщательно продуманная система. Под уничтожающий огонь были взяты основные объекты города".

"К 22 апреля, - показал немецкий фельдмаршал Кейтель на допросе, - стало ясно, что Берлин падет, если не будут сняты все войска с Эльбы для переброски против наступающих русских. После совместного совещания Гитлера и Геббельса со мной и Йодлем было решено: 12-я армия оставляет против американцев слабые арьергарды и наступает против русских войск, окруживших Берлин".

"К исходу 22 апреля Берлин был сжат гигантским полукольцом с севера, востока и юга, - вспоминал генерал-полковник Шатилов. - Теперь солдатам уже не нужно было вглядываться вдаль: они вступили непосредственно в столицу третьего рейха".

Войска наступают севернее германской столицы. Маршал Рокоссовский пишет: "В результате жарких боев наш плацдарм на западном берегу Вест-Одера достиг 24 километров по фронту и более 3 километров в глубину. Вся беда заключалась в том, что тяжелая техника могла быть переброшена через пойму только по сохранившимся насыпям и дамбам, а их на участке каждой армии было не более двух. Это замедляло темп наступления, тем более что противник держал эти узкие места под артиллерийским огнем. Все внимание Военного совета фронта, политуправления, командующих родами войск и начальников служб было сосредоточено на решении этой задачи. Мы сердцем чувствовали, как дорога каждая пушка, своевременно переброшенная на плацдарм, и делали все, чтобы этих пушек перебросить как можно больше".

Войска 3-го Белорусского фронта наступают на Земландском полуострове в Восточной Пруссии. "По всему фронту идут жесточайшие бои, - вспоминал генерал-полковник Галицкий. - Противника в этот день уже потеснили до 3 км, овладели опорными пунктами Лохштадт и Детский курорт. Становится понятным, что немецко-фашистское командование бросает против нас все, что может собрать в своих тылах. А наше превосходство в силах было не таким уж большим, если учесть плохую погоду, когда авиация бездействовала". Генерал вспоминает героические подвиги своих бойцов. "Взвод лейтенанта Нижельского наступал против сильно укрепившегося противника. Выдвинув на прямую наводку свое орудие, Нижельский и его бойцы подавили противотанковое орудие, уничтожили четыре пулемета с прислугой и тем самым обеспечили продвижение нашей пехоты. На другой день этот же взвод, когда пехота отражала контратаки врага, выкатил на себе пушки для стрельбы прямой наводкой и уничтожил три огневые точки".

По данным Совинформбюро за 22 апреля наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 165 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбит 61 самолет противника.

 

«Наш земляк - Владимир Ильич Ульянов (Ленин)»

22 апреля 2020 года исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина)  .






Теперь только в старых семейных альбомах можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: «Будь готов!» – дружно отвечают: «Всегда готов!»У кого-то папы и мамы еще застали то время, когда их принимали в пионеры, и они тоже давали клятву: «Торжественно обещаю верно, служить делу Ленина и Коммунистической партии...»






Это уже история. Но даже сегодня школьники все-таки расспрашивают своих бабушек и дедушек, пап и мам о самых интересных событиях в их пионерской жизни, интересуются тем, какой была любимая книга папы или мамы, кто такой В.И.Ленин и почему наш любимый город называют Ульяновском.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в городе Симбирске (ныне Ульяновск), расположенном на берету великой реки Волги.




В доме Ульяновых всегда царили согласие и любовь. Илья Николаевич был образцовым семьянином, горячо любящим мужем и отцом. В семье было восемь детей (двое из них умерли совсем маленькими). Владимир Ильич был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами. Родители старались дать им разностороннее образование, воспитывали их честными, трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа, трудящихся




. Впоследствии все они стали революционерами- борцами за справедливость.

Семейная обстановка и условия воспитания были благоприятными для развития ума и характера детей.




 Родители не только не подавляли, но даже поощряли естественную живость и резвость детей. Когда маленький Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решил сократить путь на улицу и стал лазить в окно, родители его не бранили. Наоборот, для того, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец сделал в комнате и на улице около окна деревянные приступочки.

Одно время старшие дети задумали издавать домашний журнал. Все в меру своих сил сотрудничали в нем. Сколько радости и веселья доставлял им этот самодельный журнал, написанный от руки, иллюстрированный карикатурами, материалом для которых служили наиболее забавные случаи из жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обсуждении домашнего журнала.

Обстановка дома свидетельствует о высокой культуре семьи Ульяновых.




Быт их был разумным, скромным и простым. Мебель, покрытая чехлами, тканые дорожки на полу, на окнах шторы из сурового полотна. На стенах не было ни картин, ни ковров. Главными вещами в доме были книги и рояль.




Часто вся семья собиралась в гостиной - просторной уютной комнате. Звучала вдохновенная музыка. Мария Александровна играла произведения Чайковского, Бетховена, Шопена, русские народные песни. К Ульяновым приходили друзья, знакомые. Шумно и весело было во время новогодних детских праздников. Все пели, шутили, танцевали под аккомпанемент Марии Александровны. 

Ульяновы заботливо приучали детей к труду. С самого раннего возраста они должны были сами себя обслуживать, помогать старшим; девочки следили за тем, чтобы у них и у мальчиков одежда всегда была в порядке. Позади дома Ульяновых был сад, за которым любовно ухаживала мать. Но все дети помогали ей в этом. В летнее время они обязаны были наполнять водой две большие кадки.


Кто-нибудь из ребят качал воду, остальные разносили ее в ведрах, лейках и кувшинах. Работали весело, дружно. Большое удовольствие детям доставляло семейное чаепитие на открытом воздухе в беседке. Старший, Саша, нес самовар, остальные — стулья, посуду. Окончив пить чай, девочки помогали матери мыть посуду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все охотно.

Володя Ульянов рос резвым, здоровым, жизнерадостным ребенком. Внешностью он был очень похож на отца, от него унаследовал и веселый, общительный характер. Он был неутомимым зачинщиком различных игр и забав. Из воспоминаний родных известно, что он был очень справедлив в играх, терпеть не мог драк. «Это не игра, это безобразие, я в нем участвовать не буду», — заявлял он, когда игра переходила в драку. Любознательный, он пяти лет научился читать и много времени проводил за книгами.

С девяти до семнадцати лет Володя Ульянов учился в Симбирской классической гимназии. Уже в эти годы в его поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина и организованность. Каждое утро ровно в 7 часов он вставал с постели, — причем его никто не будил, — бежал мыться по пояс, убирал постель. До завтрака он всегда успевал повторить уроки и в половине девятого был в гимназии, идти до которой надо было несколько кварталов. Так было ежедневно; в течение восьми лет установленный режим не нарушался. Вот что вспоминает его одноклассник Наумов: «Центральной фигурой во всей товарищеской среде моих одноклассников был, несомненно, Владимир Ульянов, с которым мы учились бок о бок, сидя рядом на парте в продолжение всех шести лет, и в 1887 году, окончили вместе курс. В течение всего периода совместного нашего с ним учения мы шли с Ульяновым в первой паре: он — первым, я — вторым учеником, а при получении аттестатов зрелости он был награждён золотой, я же серебряной медалью.

Владимир Ульянов в школьной жизни довольно резко отличался от всех нас — его товарищей. Начать с того, что он ни в младших, ни тем более в старших классах, никогда не принимал участие в общих детских и юношеских забавах и шалостях, держась постоянно в стороне от всего этого и будучи беспрерывно занят или учением или какой-либо письменной работой. Гуляя даже во время перемен, Ульянов никогда не покидал книжки и, будучи близорук, ходил обычно вдоль окон, весь уткнувшись в своё чтение. Единственно, что он признавал и любил, как развлечение, — это игру в шахматы, в которой обычно оставался победителем даже при единовременной борьбе с несколькими противниками.

Способности он имел совершенно исключительные, обладал огромной памятью, отличался ненасытной научной любознательностью и необычайной работоспособностью. Повторяю, я все шесть лет прожил с ним в гимназии бок о бок, и я не знаю случая, когда Володя Ульянов не смог бы найти точного и исчерпывающего ответа на какой-либо вопрос по любому предмету. Воистину, это была ходячая энциклопедия, полезно-справочная для его товарищей и служившая всеобщей гордостью для его учителей. Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его лучшим учеником; переходя из класса в класс, он получал первые награды. Он обращал на себя внимание своей собранностью, умением довести начатое дело до конца, общительностью, искренностью и простотой в обращении с товарищами, готовностью помочь им в подготовке трудных уроков. Среди молодежи он был известен не только как хороший шахматист, но и как хороший пловец и конькобежец.

 

 

Как только Ульянов появлялся в классе, тотчас же его обычно окружали со всех сторон товарищи, прося то перевести, то решить задачку. Ульянов охотно помогал всем, но насколько мне тогда казалось, он всё же недолюбливал таких господ, норовивших жить и учиться за чужой труд и ум.

По характеру своему Ульянов был ровного и скорее весёлого нрава, но до чрезвычайности скрытен и в товарищеских отношениях холоден: он ни с кем не дружил, со всеми был на «вы», и я не помню, чтоб когда-нибудь он хоть немного позволил себе со мной быть откровенным. Его душа воистину была чужая, и как таковая, для всех нас, знавших его, оставалась, согласно известному изречению, всегда лишь «потёмками».

В общем, в классе он пользовался среди всех его товарищей большим уважением и деловым авторитетом, но вместе с тем, нельзя сказать, чтоб его любили, скорее — его ценили. Помимо этого, в классе ощущалось его умственное и трудовое превосходство над всеми нами, хотя надо отдать ему справедливость — сам Ульянов никогда его не выказывал и не подчеркивал.

Ещё в те отдалённые времена Ульянов казался всем окружавшим его каким-то особенным.

 

Взгляды Ленина в годы его юности складывались под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционной литературы и соприкосновения с жизнью народа. Очень сильное влияние на Володю имел его брат Александр, который был для него непререкаемым авторитетом. Мальчик старался во всем походить на брата, и если его спрашивали, как он поступит в том или ином случае, он неизменно отвечал: «как Саша». С годами стремление равняться на старшего брата не прошло, а стало глубже и осмысленнее. От Александра Володя узнал о Карле Марксе, впервые увидел у него книгу «Капитал», которую он написал .

Наблюдая жизнь, Владимир Ульянов видел, в какой нужде жил простой народ, какому бесчеловечному обращению подвергались рабочие и крестьяне. Он внимательно вслушивался в рассказы отца о темноте и невежестве, царивших в деревне, о самоуправстве властей и бедственном положении крестьянства. Общаясь с людьми труда, он видел также, каким особенно бесправным и унизительным было положение нерусских национальностей: чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось жгучей ненавистью к угнетателям народа, к богачам.

Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось пережить тяжелые жизненные испытания. В январе 1886 года в возрасте 54 лет скоропостижно, от кровоизлияния в мозг, умер Илья Николаевич.




Осиротевшая семья осталась без средств к существованию. Мария Александровна начала хлопотать пенсию, в ожидании назначения которой прошло несколько месяцев.

Не успела семья прийти в себя от одного удара, как на нее обрушилось новое несчастье — 1 марта 1887 года в Петербурге, за участие в подготовке покушения на царя Александра III, был арестован Александр Ульянов. Вслед за ним была арестована и его сестра Анна, учившаяся в Петербурге.

 

Получив письмо, — рассказывает родственница семьи Ульяновых Кашкадамова,—я послала в гимназию за Володей и дала ему прочесть письмо. Крепко сдвинулись его брови, и долго он сосредоточенно молчал над письмом. Передо мной был уже не прежний весёлый мальчик, а взрослый человек. „А ведь дело серьёзное, может плохо кончиться для Саши",—сказал он".

Дело Александра Ильича кончилось действительно очень серьёзно. Он был признан одним из главных руководителей покушения, приговорён к смертной казни и казнён 8 мая 1887 года.

Володя переживал несчастье с большой твёрдостью, продолжал внимательно заниматься, но стал серьёзнее и молчаливее. Он часто задумывался над тем, правильный ли путь борьбы избрал старший брат, и говорил: „Нет, мы пойдём не таким путём. Не таким путём надо идти".

Начальству Симбирской гимназии был объявлен выговор за то, что оно выпустило с лучшей аттестацией и золотой медалью такого „ужасного преступника". Думали, что нельзя будет дать золотой медали и его брату, Владимиру Ильичу, но успехи последнего за все восемь лет гимназического учения были настолько выдающимися, ответы его на выпускном экзамене настолько блестящими, что нельзя было лишить его, как и сестру, его Ольгу, золотой медали. Он получил эту медаль и поступил в Казанский университет, на юридический факультет.

Мать с остальными детьми, продав в Симбирске дом и лишнее имущество, переехала тоже в Казань.

Прошло много лет и судьба в самом деле исключительным образом отметила тихого , очень умного и скромного юношу, превративши его в мировую известность, в знаменитую отныне историческую личность — Владимира Ильича Ульянова-Ленина, сумевшего в 1917 году выхватить из рук Временного Правительства власть, в несколько лет путем беспрерывной борьбы стереть старую Россию, превратив ее в СССР, и произвести над ней небывалый в истории человечества опыт — построение коммунистического строя. 


Ленин велик не только тем, что он сплотил, рабочий, класс и, как одного человека, повел его за собой: величие Владимира Ильича заключается еще в том, что, став во главе пролетариата, он сумел найти для него союзников, которые дали ему полную и прочную победу. 






21 апреля 1945 год





Части 1-го Белорусского фронта 21 апреля 1945 года вошли в пригороды германской столицы. Маршал Жуков вспоминал: "21 апреля части 3-й ударной, 2-й гвардейской танковой, 47-й и 5-й ударной армий ворвались на окраины Берлина и завязали там бои. 61-я армия, 1-я армия Войска Польского и другие соединения 1-го Белорусского фронта быстро двигались, обойдя Берлин, на Эльбу, где предполагалась встреча с войсками союзников".

"В эти дни решающих боев за Берлин в наших войсках царит особая приподнятость, - рассказывает корр. "Красной звезды". - Особенно часто слышатся жалобы наших врачей и медицинских сестер на то, что раненые не хотят эвакуироваться в тыл, а иногда вовсе отказываются идти на перевязку, оставаясь в боевых порядках. Командир батальона капитан Брызгалов был ранен в ногу, но отказался, несмотря на настойчивые требования санитарного инструктора Зины Березиной, лечь в двуколку и уехать в тыл. "Ведь не пойдете вы, товарищ капитан! Только зря ногу растревожите". "Нет, пойду. Я от самой Курской дуги сюда шагаю, пять пар сапог износил. Не дойду, так на локтях доползу, а в Берлине буду".

"В ночь на 21 апреля наши тяжелые бомбардировщики нанесли массированный удар по военным объектам Берлина. В результате этого удара возникло более 50 больших пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами", - сообщило Совинформбюро.

Части 1-го Украинского фронта, форсировав реку Шпрее, стремительно продвигаются вперед. Корр. "Известий" пишет: "На одном из участков фронта за Шпрее мы встретили дивизион гвардейских минометов. Машины стояли со снятыми чехлами на огневой позиции. С наблюдательного пункта только что донесли, что по шоссе движется большая группа немцев. Минометчики дали залп, все задрожало кругом, в дымном небе блеснули золотистые полосы, и уничтожающий огонь обрушился на противника. В другом месте мы видели, как наши штурмовые самолеты ударили по скоплению немецких машин. Машины загорелись, повалил черный дым, начали рваться снаряды. В бинокль было видно, как разбегались немецкие солдаты и падали, сраженные огнем пулеметов сверху.

Белорусский фронт форсирует Одер

Части 2-го Белорусского фронта форсируют Одер. "21 апреля продолжались ожесточенные бои на всем нашем фронте, - вспоминал маршал Рокоссовский. - Пока еще везде происходило прогрызание вражеской обороны. Сил для решительного рывка вперед было еще слишком мало на наших плацдармах. Это чувствовал противник и напрягал все усилия, чтобы сбросить нас в реку. Не удавалось! Наши доблестные солдаты не отступали ни на шаг, а наоборот, использовали любую возможность, чтобы расширить уже захваченные участки".

"В эти дни активно определилась роль авиации в отражении контратак, - писала "Правда". - Как только гитлеровцы начинают где-либо разворачиваться для танковой контратаки, так над их головами появляются наши штурмовики и бомбардировщики. Бомбами и пушечным огнем советские летчики истребляют вражеские машины и живую силу, сеют панику и нарушают систему управления вражескими войсками".

По данным Совинформбюро "за 21 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 156 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 56 самолетов противника".

 


1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
объясняем.рф