Сайт для школьников и их родителей » Педагогический состав » Страница Киреевой Н.В. » 08.10.2020 (четверг)

08.10.2020 (четверг)

 Русский народный танец. Пляски-импровизации. Барыня


Методический материал для группы "Кристалинка" (народный хореографический коллектив "Фаворит")

Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Плескач", "Вензеля", "Казачий пляс", "Городецкие ворота", "Балалайки", "Чеботуха", "Сибирская потеха", "Полянка", "Журавель", "Гусачок", "Тимоня", "Валенки", "Болтушки", "Во саду ли", "Круговая-плясовая", "Матрёшки", "Северные заковырки", "Полька" и другие.

Пляскам-импровизациям парни и девушки "учатся" с малых лет. Они с увлечением наблюдают за тем, как пляшут старшие, порой выезжают за десятки километров посмотреть на уже известных танцоров, часами увлеченно "работают" над новыми "коленцами". Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие – отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. Соревнуясь в пляске, молодежь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, а также праздничными нарядами.


В воплощении народного танца большое значение имеют сценические костюмы. Сценический костюм создается на основе народного, но, конечно, облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок. 


Русские национальные костюмы очень разнообразны. Не только каждая область, но часто даже отдельный район отличается особенным сочетанием красок, покроем сарафана, формой головного убора, своеобразными узорами. В старину девушки долгие годы готовили себе праздничную одежду, украшали узорами сарафан, кокошник, вышивали рубашки и кофты. Богатый костюм, в который было вложено много труда, переходил по наследству от матери к дочери.


Парни одевались тоже нарядно (вышитые разноцветные рубахи, красивые тканые пояса). Для мужского костюма характерен особый покрой рубашки – косоворотки (разрез воротника не на середине груди, а сбоку). Косоворотка не имела пошивного ворота-стойки: ворот и разрез просто обшивались узкой полоской кумача. Штаны шили из холста, украшали узорами или полосками. Позже стали шить гладкие штаны темного цвета. Для девичьего костюма типичен сарафан. Его носили и на Севере, и в средне-русских и южных областях. Девичьи прически и головные уборы заметно отличались от женских. Девушки заплетали волосы в одну косу, носили на голове ленты и различные повязки.


"Барыня" – популярный русский народный танец, который представляет собой озорные импровизированные пляски. Существует предположение, что родиной танца является Центральная Россия, регион Орловщины и Сиверщины. Исполняется "Барыня" как в паре так и сольно. При парном исполнении танцор и танцовщица танцуют попеременно (перепляс), как бы соревнуясь между собой. В основе танца лежал конфликт между «барыней» (помещицей) и «мужиком» (крестьянином). Танцовщица выражала величавость, а танцор — ловкость и удаль. Общий настрой танца задорно-иронический.


Основными элементами танца являются шажки, присядка (мужской элемент), подскоки, притоптывания, вращения с элементами чечётки. Наряду с резкими и быстрыми мужскими прыжками в танце присутствует нежные, плавные женственные движения. Во время пляски танцовщица может держать в руках платок. В «Барыне» могут принимать участие все желающие показать виртуозность танцевальных движений под чёткий ритм и ускоряющийся темп.


Милая сударыня,
Спляшем резво барыню.
Я вприсядку пойду
Посмотри во саду
Как я ветром полечу
Да тебя закружу.
Эх, ножка моя
Ты быстрее коня.
Я пустился быстро вскачь,
Доставай-ка мне калач.
Эх, сударыня моя,
Затанцую тебя,
Будем весело плясать,
Да гостей созывать.
Эх, танцуете со мной
Не идите стороной.
Барыня, Барыня
Сударыня, Барыня.
Впляс пустился на заре,
Не держусь я на земле.
Приходите, друзья,
Вы большая семья.
Будем песни громко петь,
Парни, парни не наглеть.
И девчат моих не тронь.
Эти девушки со мной.
Приходите друзья
Очень-очень рад вам я.
Эх, Барыня, Эх, сударыня.
Попляшите-ка со мной,
Буду я за вас горой.
Эх, Зорька, давай
В танце мне помогай,
Да друзей созывай.
Эх, Барыня,
Эх, судырня.

Шутливый танец "Барыня" искрится юмором и демонстрирует насмешки над лентяями, ведь на Руси барином или барыней называли не только помещиков, но и лежебок, которые мало работали. Так как в основе танца лежит импровизация, танцоры каждый раз старались внести в свои движения что-нибудь новенькое, чтобы удивить зрителей и самим получить большое удовольствие от процесса. Раскрепощённый и свободный танец «Барыня» – любимейшая русская забава на праздниках и тематических вечерах.





Барыня. Ансамбль танца РАДОСТЬ, г.Мурманск

Русский танец "Барыня"

Танец Барыня