Методический материал для групп народного хореографического коллектива "Фаворит"
Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций. Народная хореография, как одна из наименее исследованных областей фольклористики, в наши дни требует к себе особого внимания: необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.
Каждому народному танцу присущи свои национальные черты. У каждого народа есть свой сложившийся национальный характер, язык, обычай, обряд. В песнях, танцах, музыке таится дыхание истории народа. В народном искусстве каждой страны находит отражение географическое местоположение, быт, природные условия. Для того, чтобы хорошо знать танцевальную культуру своего или другого народа, нужно знать обычаи, культуру и искусство – то, что отражает танец.Поволжье – многонационально. При анализе танцевального фольклора народов Поволжья следует помнить, что их издревле связывало культурное родство. На начальном этапе формирования этих народностей существенную роль играла общность происхождения, географические связи.
Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества. Русский фольклор органически вписался в духовную культуру чувашей. В некоторых башкирских танцевальных мелодиях чувствуется влияние русских хороводов и плясок, походных песен и кавалерийских маршей. Марийский новогодний праздник близок по характеру русской масленице. Сабантуй вообще стал своеобразным интернациональным праздником башкир, татар, русских, восточных марийцев и других народов края.
Сравнительное изучение музыки и танцев народов Поволжья позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе хореографии народов лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов. У марийцев возник самобытный танец «Веревочка»,который распространился в Башкирию, где его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец «Веревочка» и татары. Элементы труда, общие для татарского и мордовского народов, отразились в татарском танце «Алмагачлары» и в мордовском «Умарина».
Танцы народов Поволжья отличаются от танцев остальных регионов России своей неповторимой фактурой, возвращением к истокам своей культуры, воспеванием обрядовых ритуалов, связью исконными традициями и обычаями, фольклорными образами и любовь к родной земле.
Русский танец всегда поражал своей необычайной выразительностью, огромным разнообразием, высокой поэзией. Исстари русский танец назывался говорящим. Он не только отражал жизнь, рассказывал и раскрывал душу народа, но и делил с ним его тяжелую в прошлом судьбу, в стойкой упорной борьбе прокладывал себе путь к свободе, к признанию. Танцы: «Камаринская», «Барыня», «Казачок», «Калинка», «Яблочко».
Заимствуя некоторые характерные особенности национальной пластики соседних народов, мордовский народ тем не менее оставался верен своим строгим манерам: сдержанная, твёрдая, определенная поступь в танце, положение рук, принимающих три или четыре статичных движения, положение головы — гордо поднятая, осанка прямой спины. Если, к примеру, в русском танце есть присядка и любой притоп идет с наклоном корпуса, то в мордовском наоборот — существует лишь полуприсядка и прямой корпус. Танцы: «Вадря», «Мокшанские вихлявицы», «Игра с платком», «Кштима».
Удмуртские танцы
Особой популярностью у удмуртов пользовались хороводы-пляски, состоящие из двух частей: первая часть – лирическая, медленная, вторая – веселая, быстрая. Удмуртские пляски отличались сдержанностью, мягкостью, лиричностью. Танцы часто исполнялись на различных обрядах, в том числе и на свадьбах, а также на народных праздниках, таких как начало весны, начало сева, окончание летних полевых работ. Танцы: «Веревочка», «Марий Эл», «Лапоточки», «Журавли».
Особенностью чувашских танцев является то, что чуваши стараются открывать свои танцы по отдельности, то есть мужчины танцуют с мужчинами, женщины танцуют с женщинами. Как и все народные танцы, сопровождаются игрой на народных музыкальных инструментах – гусли, скрипка. Танцы: «Заслонка», «Мирас», «Хамарла», «Чувашский танец на Сабантуе».
Татарские танцы
Старинные татарские танцы не были массовыми. Татарские народы устраивали зимние посиделки, на них девушки распевали песни, а когда приходили парни – устраивали танцы. Все праздники татар заканчивались танцем «хораном» - танцем единства народа в достижении общей цели. Танцы: «Шома бас», «Апипа», «Танец уфимских татар», «Сабантуй», «Джигиты», «Пляска двух друзей».
Башкирские танцы
Как в мужских, так и в женских танцах прослеживается подражательная основа плясовых движений. В мужских охотничье-воинственных танцах исполнители подражали топоту конских копыт, моментам объездки. В женских плясках изображались трудовые процессы: дойка кобылиц, сбор ягод, приготовление кумыса. Танцы: «Кукушка», «Черная курица», «Капма-каршы», «Аккош-Лебедь».
Беседа (Танцы народов Поволжья)
Танец народов Поволжья
Поволжье