Электронная музыка (нем. elektronische Musik, англ. electronic music) — музыка, созданная с использованием электромузыкальных инструментов и электронных технологий (с последних десятилетий XX века — компьютерных технологий). Как специфическое направление в мире музыки электронная музыка оформилась во второй половине XX века и к началу XXI века широко распространилась в академической и массовой культуре.
Электронная музыка оперирует звуками, которые способны издавать электронные и электромеханические музыкальные инструменты, а также звуками, возникающими при помощи электрических/электронных устройств и различного рода преобразователей (магнитофоны, генераторы, компьютерные звуковые карты, звукосниматели и тому подобные), которые в строгом смысле не являются музыкальными инструментами.
До последней трети XX века электронная музыка ассоциировалась, главным образом, с экспериментами (как в СССР, так и за рубежом) в академической музыке, но это положение дел изменилось с налаживанием серийного производства синтезаторов звука в 1970-е годы. Синтезаторы благодаря своей умеренной стоимости стали доступны широкой публике. Это изменило образ популярной музыки — синтезаторы стали использовать многие джазовые, рок- и поп-музыканты. В начале XXI века электронная музыка включает в себя широкий спектр стилей и жанров — от единичных экспериментов авангардистов до широко тиражируемой прикладной музыки.
Начало XXI века для электронной музыки ознаменовано стремлением к единству через бесконечное многообразие форм. Чистые стили остались лишь в теории. На практике почти любое произведение содержит в себе элементы очень многих видов музыки и для описания альбомов приходится использовать сложные составные определения.
Очень популярной является идея создания техно-ремиксов на темы знаменитых композиций 1970—1980-х годов. Такой переработке подверглась музыка Жарра, Space, Вангелиса, да и Tangerine Dream не отказались переработать сами себя, выпустив уже 4-й диск серии «Dream Mixes». Многие техно-музыканты постигали электронную музыку на шедеврах основателей жанра, и теперь уже сами основатели включают в свои произведения идеи новаторов. Альбом Жарра «Metamorphoses» выполнен с заметным вливанием техно/поп/нью-эйдж, а Клаус Шульце активно занялся экспериментами с techno/drum’n’bass звучанием (альбомы «Dosburg Online» и «Trance Appeal»). Техно, транс, эмбиент и индастриал переплелись воедино в альбомах Delerium, System 7 и Synaesthesia. Синтез тяжёлого альтернативного панк-рока и техно представляют Velvet Acid Christ и Wumpscut.
Электронную музыку многие не любят за то, что она слишком техничная и «бездушная», якобы ей нельзя подпевать, под нее сложно двигаться. С этим можно спорить, но есть как минимум один жанр электронной музыки, который своим существованием доказывает обратное — это хаус.
Хаус словно создан для танцев, это звучащая энергия, которая то сжимается, то растягивается. Уходящий корнями в диско, этот жанр точно знает, как заставить людей двигаться. При этом он звучит более жестко, а все внимание получает главный для хауса элемент — ритм. Этот жанр появился в 80-х в Чикаго на основе диско и фанка. Представьте, что из диско с его стандартной куплетно-припевной структурой убрали все «излишества» вроде скрипок и хорового пения и оставили только электронное звучание и ритм — грубо говоря, это и будет хаус. Ритм 4/4, bpm в пределах 118-132, snare или clap на вторую и четвертую долю. Вокальные семплы в хаусе используются, но довольно редко и не перетягивают на себя внимание. В классическом хаусе поется о любви, танцах — продолжение традиций диско и фанка налицо. Использование вокала в качестве семплов, как еще одного инструмента — особенность именно чикагского хауса. Первым хаус-треком считается «On and on» Джесси Саундерса.
Еще один яркий поджанр это эйсид-хаус (acid-house). Его можно узнать по «кислотному» звучанию баса культового синтезатора Roland TB-303. Свое название это направление получило благодаря проекту Phuture. В него входило трое музыкантов: DJ Pierre, Herb Jackson и Earl «Spanky» Smith. В конце 1985 года они выпустили запись под названием «Acid Tracks» и, как это обычно бывает, случайно создали кое-что культовое. «В альбоме „Acid Tracks“ всё сделано случайно, потому что никто из нас не знал как работает этот 303-й. Я начал крутить ручки наобум, и всё это выглядело вроде „Ой, смотрите как тут можно ещё сделать!“. А потом мы закончили играть с синтезатором, задали ритм и написали на кассете „In Your Mind“. С этим треком мы вошли в историю», — так рассказывал об этом DJ Pierre, американский диджей и исполнитель хаус-музыки, базирующийся в Чикаго.
HOUSE - динамичный и позитивный танцевальный стиль современных танцев
О СТИЛЕ SHUFFLE. Cutting Shapes
SHUFFLE. Cutting Shapes. Чарльстон (Charlston) Step