Сайт для педагогов, детей и их родителей » Новости » 16.04.2020 (четверг)

16.04.2020 (четверг)

Тема: История развития клавишных инструментов. Minimoog.

Сегодня, спустя сорок с лишним лет cмомента появления этого "классического" инструмента, вряд ли возможно переоценить его значение: без Minimoog революционное звучание многих групп и музыкантов, да и сама популярная музыка второй половины XX века были бы иными, и в этом смысле создание этого культового синтезатора можно смело сравнить с изобретением органа, фортепиано или скрипки.

В конце 1969 года, когда после всплеска интереса музыкантов к синтезаторам на волне коммерческого успеха Switched-On Bach произошёл резкий спад продаж модульных систем Moog Modular, - довольно громоздких, технически сложных и весьма дорогостоящих инструментов, не слишком подходивших для использования во время живых концертов и, уж тем более, в периоды длительных гастрольных туров. Хотя изобретение синтезатора Minimoog явилось плодом командных усилий инженеров и техников фабрики Боба Муга, однако главную роль в создании этого знаменитого инструмента сыграли вот эти люди. Билл Хемсат собрал первый прототип Minimoog и вместе с Мугом разработал окончательный вариант архитектуры и дизайна синтезатора. Руководитель производственного отдела Джим Скотт рассчитал большинство ключевых электронных схем Minimoog, несколько из них – в соавторстве с Чедом Хантом (Chad Hunt). Инженер Джин Зумчек (Gene Zumcheck) из-за разногласий с Мугом покинул Трумансбург до того, как инструмент поступил в продажу, однако во многом именно его активное неприятие коммутационных кабелей и идея замены нестабильных осцилляторов на интегральные микросхемы позволила компании выжить в те нелёгкие времена, когда множество фирм-пионеров синтезаторостроения умирало.



Minimoog - это образец, по которому были спроектированы очень многие синтезаторы, но далеко не каждому из них удалось добиться такого же мощного драйва в нижнем регистре, как детищу Роберта Муга. На синтезаторе установлены три немного нестабильных осциллятора, легендарный 24 дБ/окт транзисторный ladder-фильтр и возможность направлять сигнал с выхода обратно через секцию фильтров, что добавляет звуку характерного «овердрайва». Добавьте к этому пару простых, но «напористых» огибающих, пару контроллеров под левую руку, и у вас готов рецепт для высококалорийного, жирного баса, который сразу полюбился многим музыкантам со всего мира, несмотря на сравнительно простую конструкцию. Позже Роберт Муг выпустил специализированный басовый синтезатор - Taurus, который управлялся ногами, подобно нижнему регистру органа. Со временем Minimoog стали имитировать другие синтезаторы, добавляя его классические звуки в свой фабричный набор или же повторяя его структуру от и до. Существует огромное количество виртуальных реплик, среди которых можно отмечать Arturia Mini V, Native Instruments Monark и Synapse Audio The Legend, - из сотен прочих эмуляторов эти, вероятно, ближе всего к оригиналу.

Первая модель, Minimoog Model A, вынесенная Хемсатом на суд коллег ко Дню Благодарения 1969 года, внешне напоминала большую полевую рацию. Особый интерес представляет история о том, каким образом Хемсат пришёл к идее поместить слева от клавиатуры ползунковый потенциометр для изменения высоты тона: в истории компании Moog часто бывало так, что случайное стечение обстоятельств становилось предтечей эпохального изобретения. Этот потенциометр позднее превратился в легендарное колесо изменения высоты тона "pichwheel", ставшее затем стандартом не только для Minimoog, но и для большинства других клавишных синтезаторов. "На оригинальных клавиатурах Moog слева находилась небольшая контрольная панель, может, шириной в три-четыре дюйма. На той, что мне удалось спасти, была большая прорезь, в которую я и установил потенциометр... Играть им было можно, но требовалась определённая сноровка". Другими словами, месторасположение будущего колеса отклонения тона было продиктовано, прежде всего, соображениями удобства и доступности. Поскольку Хемсат быстро понял, что управлять этим (очень склонным к "заеданию") регулятором левой рукой не так просто, в следующей модели инструмента (Model B) он переместил его в середину, над клавиатурой. Теперь же всё шло к возвращению регулятора на прежнее место, с заменой его на колесо.




Возвышающееся над рабочей панелью колесо, со специальной выемкой для пальца, первоначально было задумано для совсем иного проекта. Один из клиентов компании R.A.Moog сделал заказ на шесть откалиброванных и объединённых в одно целое джойстиков (регуляторов для одновременного управления двумя параметрами при перемещении в плоскостях X и Y). Заказ этот стал настоящей головной болью. Вначале Хемсат переоборудовал игрушечные джойстики, купленные в магазине, однако он ничего не смог сделать, чтобы добиться от них реального быстродействия. Поэтому ему пришлось начать с нуля, и он изготовил джойстик собственной разработки, соединив вместе два потенциометра при помощи металлического уголка. В работе этот джойстик проявил себя идеально, никаких "запаздываний" не было и в помине. Готовые шесть джойстиков внешне напоминали уменьшенное гребное колесо парохода, которое можно было толкать либо от себя, либо на себя.

Именно эти джойстики затем, видоизменившись, стали знаменитым "колесом" (или "валом", как любит называть его сам Хемсат) отклонения тона, и произошло это при непосредственном участии Дона Паккалы (Don Pakkala), который занимал должность снабженца, "добывавшим" всё - от туалетной бумаги до транзисторов. Однако, поскольку когда-то он работал механиком, то должность ему вскоре сменили. Паккала придумал метод изготовления сразу целых партий таких колёс из литого органического стекла (позже компания прибегла к иному методу – литья под давлением). С этого момента Хемсат и Паккала работали вместе над усовершенствованием конструкции: придумали выемку для пальца, экспериментировали с пружинами, а чуть позже разработали возвратный механизм, чтобы колесо автоматически возвращалось в среднее положение. Когда всё было готово, Хемсат и Паккала с нескрываемой гордостью продемонстрировали новую конструкцию своим коллегам по фабрике. Колесо было решено поместить слева от клавиатуры, так как Хемсат "специально понаблюдал за многими музыкантами и увидел, что ленточным контроллером и другими подобными вещами они замечательно управляют именно левой рукой".




Изобретение колеса Pitch является лишь небольшой главой в истории разработки синтезатора Minimoog, оставившим при этом долгий след в истории. По мнению многих исполнителей, именно колесо отклонения тона и модуляции (колесо модуляции помещается рядом с колесом отклонения и позволяет управлять глубиной эффекта вибрато) превращает Minimoog в действительно "живой" инструмент. Отклоняя тон, или добавляя вибрато, исполнитель придаёт исполнению тот самый оттенок индивидуальности, который так высоко ценят скрипачи и гитаристы. По словам Яна Хаммера, "pitchwheel" действительно превратило Minimoog в совершенно уникальный синтезатор, а Роджер Пауэлл, широко известный в 70-х годах клавишник, находил, что колёса отклонения тона и модуляции являются "самыми человечными контроллерами, которые встречаются в синтезаторах".




Культовый синтезатор Minimoog Model D для iPhone и iPad

Прошло почти 50 лет с тех пор, как Moog выпустил первый в мире портативный синтезатор: Minimoog Model D. Он быстро стал культовым, и сегодня о нём по-прежнему мечтают электронные музыканты всего мира. Для тех, кто не готов приобретать дорогостоящий синтезатор, производитель выпустил приложение для iPhone и iPad, максимально точно имитирующее его звучание.
Minimoog Model D для iOS выглядит и звучит очень похоже на оригинал. Кроме того, приложение сочетает множество полезных функций: предустановленный браузер и поддержка AUV3 Audio Unit для использования с приложением GarageBand. Также присутствуют функции, которых не было в оригинальной модели синтезатора: арпеджиатор, looper и ping-pong delay.




Производители утверждают, что долго медлили с выпуском долгожданного приложения как раз по причине его культовости. Ведь все должно было быть идеально: как ощущение от взаимодействия с интерфейсом, так и, в первую очередь, звучание. И в это охотно веришь, соприкоснувшись с кнопками приложения и услышав его первые звуки.

Даже на сравнительно небольшом экране iPhone легко переключаться между видами, чтобы настроить источники звука, не напрягаясь играть на клавиатуре и управлять колесиком модуляции. Модули эффектов также интегрированы таким образом, чтобы синтезатор сохранял оригинальный внешний вид.






https://youtu.be/TRlJ8jWWZN4

https://youtu.be/u05uvroQwio

https://youtu.be/tBWCV3q9Ne4

























Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
объясняем.рф