10.04.2020 (пятница)
История клавикорда
В мире существует бессчетное количество музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Практически каждый используемый сегодня инструмент имеет богатую историю. Одним из таких «старейшин» по праву можно считать фортепиано. У этого музыкального инструмента было несколько предков, одним из которых является клавикорд. Само название «клавикорд» происходит от двух слов – латинского clavis — ключ, и греческого xop – струна. Первое упоминание об этом инструменте относится к концу 14 века, а самый старинный сохранившийся экземпляр, хранится сегодня в одном из музеев Лейпцига.
Устройство и внешний вид первых клавикордов очень сильно отличается от фортепиано. При первом взгляде можно увидеть похожий деревянный корпус, клавиатуру с черными и белыми клавишами. Но подойдя ближе, любой человек начнет замечать отличия: клавиатура меньшего размера, отсутствуют педали внизу инструмента, а на самых первых моделях нет ножек-подставок. Это было не случайно, ведь еще в 14-15 веках клавикорды использовались преимущественно народными музыкантами. Для того чтобы передвижение инструмента с места на место не приносило много хлопот, его делали небольшого размера (обычно длина не превышала метра), с натянутыми параллельно стенкам корпуса струнами одной длины и клавишами в количестве 12 штук. Перед игрой музыкант ставил клавикорд на стол или играл прямо у себя на коленях.
Конечно, с ростом популярности инструмента, его внешний вид менялся. Клавикорд прочно встал на 4 ножки, корпус создавался из дорогих пород древесины — ели, кипариса, карельской березы, и украшался согласно веяниям времени и моды. Но размеры инструмента на протяжении его существования оставались сравнительно небольшими – в длину корпус не превышал 1,5 метров, а размер клавиатуры 35 клавиш или 5 октав (для сравнения фортепиано имеет 88 клавиш и 12 октав).
Что касается звучания, то здесь отличия сохранились. Набор металлических струн, расположенных в корпусе, издавал звук благодаря тангентной механике. Тангент, металлический штифт с плоской головкой, был укреплен у основания клавиши. Когда музыкант нажимал на клавишу, тангент соприкасался со струной и оставался прижатым к ней. Одна часть струны при этом начинала свободно вибрировать и издавать звук. Высота звука в клавикорде напрямую зависела от места касания тангета и от силы удара по клавише.
Но как бы не хотелось музыкантам играть на клавикорде в больших концертных залах, сделать это было невозможно. Специфическое негромкое звучание подходило только для домашней обстановки и небольшого количества слушателей. И если громкость в малой степени зависела от исполнителя, то манера игры, музыкальные приемы зависели от него напрямую. К примеру, только на клавикорде можно воспроизвести особый вибрирующий звук, который создается благодаря тангентному механизму. На других клавишных инструментах удается только извлекать отдаленно похожий звук.
На протяжении нескольких веков клавикорд был любимым клавишным инструментом многих композиторов: Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Для этого музыкального инструмента Иоганн С. Бах написал свои знаменитые «Das Wohltemperierte Klavier» — цикл из 48 фуг и прелюдий. Только в 19 веке он окончательно был вытеснен своим громким и более выразительным по звучанию приемником – фортепиано. Но инструмент не канул в небытие. Сегодня музыканты и мастера-реставраторы пытаются восстановить старинный инструмент, чтобы снова услышать камерное звучание произведений легендарных композиторов.
История клавишных. Клавикорд
Репортаж. Телеканал Первый Ярославский
Игра на клавикорде
Ноты для клавикорда: Э.Леви: Четыре пьесы для клавикорда: