Проблема педагогического коллектива как социальной общности состоит в том, чтобы не допустить или, по крайней мере, максимально снизить негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших противоречий. Больше всего конфликтов в педагогических коллективах возникает по причине нетактичного отношения педагогов друг к другу. Конфликты между педагогами и педагогов с администрацией образовательного учреждения ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Педагогам гораздо сложнее работать в тех педагогических коллективах, где регулярно возникают конфликты.
Управление конфликтами в современном педагогическом коллективе предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Участниками конфликта могут быть:
Администрация (директор, зам. директора по УВР, зам. директора по АХР);
Педагогический персонал (методисты, педагоги дополнительного образования);
Родители.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в учреждении дополнительного образования и причины их возникновения:
1. Педагог дополнительного образования — педагог дополнительного образования. Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Зам. директора по УВР — педагог дополнительного образования. Причины: недостаточная заинтересованность педагога дополнительного образования в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование педагогом предложений зам. директора по УВР, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия зам. директора по УВР — педагог дополнительного образования.
3. Директор — зам. директора по УВР. Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — педагог дополнительного образования. Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности педагога ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
Эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего центра мы используем следующие методы работы:
1. Изучение педагогического коллектива
2. Изучение привлекательности работы.
Использование данных позволяет не только выявить межличностные конфликты, но и провести профилактическую работу по предупреждению конфликтных ситуаций.
В зависимости от полученных результатов совместно с зам. директора по УВР, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом:
1. Развитие сплоченности коллектива:
совместные мероприятия;
мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
тренинг.
2. Работа с личностными проблемами:
тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.)
Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными:
1. Объективно оценивать труд своих подчиненных.
2. Проявлять заботу по отношению к ним.
3. Не злоупотреблять официальной властью.
4. Эффективно использовать метод убеждения.
5. Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными.
6. Предупреждать и устранять межличностные конфликты.
Человек попадет в различные жизненные ситуации, в том числе и в конфликтные. Как реагировать на такие ситуации?
1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей — явление естественное, и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
3. Понимание другого человека. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства.
5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
6. Миролюбие — ваш союзник.
7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться, и видеть виновным только вас.
8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.