Сайт для педагогов, детей и их родителей » Деятельность социально-психологической службы » Конфликты и их профилактика в педагогическом коллективе.

Конфликты и их профилактика в педагогическом коллективе.


Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Проблема педагогического коллектива как социальной общности состоит в том, чтобы не допустить или, по крайней мере, максимально снизить негативные последствия конфликта, использовать его для позитивного решения возникших противоречий. Больше всего конфликтов в педагогических коллективах возникает по причине нетактичного отношения педагогов друг к другу. Конфликты между педагогами и педагогов с администрацией образовательного учреждения ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе. Педагогам гораздо сложнее работать в тех педагогических коллективах, где регулярно возникают конфликты.
Управление конфликтами в современном педагогическом коллективе предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для организации, группы, межличностных отношений.
Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.
Участниками конфликта могут быть:
 Администрация (директор, зам. директора по УВР, зам. директора по АХР);
 Педагогический персонал (методисты, педагоги дополнительного образования);
 Родители.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в учреждении дополнительного образования и причины их возникновения:
1. Педагог дополнительного образования — педагог дополнительного образования. Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.
2. Зам. директора по УВР — педагог дополнительного образования. Причины: недостаточная заинтересованность педагога дополнительного образования в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование педагогом предложений зам. директора по УВР, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия зам. директора по УВР — педагог дополнительного образования.
3. Директор — зам. директора по УВР. Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.
4. Администрация — педагог дополнительного образования. Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности педагога ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.
Эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего центра мы используем следующие методы работы:
1. Изучение педагогического коллектива
2. Изучение привлекательности работы.
Использование данных позволяет не только выявить межличностные конфликты, но и провести профилактическую работу по предупреждению конфликтных ситуаций.
В зависимости от полученных результатов совместно с зам. директора по УВР, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом:
1. Развитие сплоченности коллектива:
 совместные мероприятия;
 мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
 тренинг.
2. Работа с личностными проблемами:
 тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.)
Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными:
1. Объективно оценивать труд своих подчиненных.
2. Проявлять заботу по отношению к ним.
3. Не злоупотреблять официальной властью.
4. Эффективно использовать метод убеждения.
5. Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными.
6. Предупреждать и устранять межличностные конфликты.


Человек попадет в различные жизненные ситуации, в том числе и в конфликтные. Как реагировать на такие ситуации?
1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей — явление естественное, и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
3. Понимание другого человека. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства.
5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
6. Миролюбие — ваш союзник.
7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться, и видеть виновным только вас.
8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
объясняем.рф