От Архангельска до Владивостока сотни молодых людей неожиданно для близких и педагогов оказываются членами анархических сообществ, революционерами-националистами, попадают в так называемые «группы смерти» или начинают интересоваться «скулшутингом». А страдают от этого, зачастую, не только они, но и тысячи других – невинных.
ЧТО ВООБЩЕ ТАКОЕ ЭКСТРЕМИЗМ?
В широком смысле – приверженность крайним взглядам. На бытовом уровне экстремизм воспринимают только как политическое явление, однако это не совсем верно. Главное понятие, которое наиболее полно описывает все экстремистские течения – это ненависть.
Ненависть может быть направлена против правительства, против людей другого цвета кожи или другого пола, против людей другого вероисповедания или достатка, игроков или болельщиков «не своей» спортивной команды, даже против мира и жизни как таковых.
Ненависть, агрессия возникают как реакция на происходящее в жизни человека – то есть это не неотъемлемая черта личности, а приобретенная, из-за специфического, и часто негативного, жизненного опыта. Людей, которые от рождения переполнены ненавистью, не существует, как не существует и заведомо плохих людей. Этот момент важно уяснить, чтобы понимать: подросток, который сегодня заявляет, что он националист и ненавидит определенных людей по этническому признаку (или последовательно, не декларируя это мировоззрение, следует ему), не является плохим сам по себе. У его деструктивного мировоззрения есть определенные (как правило, вполне предсказуемые) предпосылки. Какие?
- Первая и наиболее очевидная– возраст. Объяснять педагогам о том, что такое «трудный возраст», думаем, не нужно.
- Вторая предпосылка – конфликты в семье, экономическое положение.
- Третья предпосылка – трудности в социальной адаптации, проблемы в общении со сверстниками. Все эти вещи существовали всегда. Почему тогда три десятилетия назад мы не говорили об опасности экстремизма, а теперь – говорим? Дело в том, что присущая этой возрастной группе агрессивность может иметь разные формы выражения. Тогда разнообразие форм проявления агрессии крайне ограничено. Сейчас существует Интернет. Именно там подросток может узнать о новых формах выражения своей ненависти – более радикальных, чем раньше. Введем понятие «радикализм» – в двух словах, это приверженность бескомпромиссным методам для достижения цели. То есть экстремизм – это крайние идеи. Радикализм – стремление любым путем эти идеи реализовывать. Терроризм – совершение крайних (радикальных) поступков, терактов из-за приверженности экстремистским, преступным идеям. С понятиями разобрались – идем дальше.
ГРУППЫ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Группы субкультур «зацепинг», «руфинг» и подобные им начали блокировать только в 2018 году – Роскомнадзор отнес их к скрытой форме суицидального поведения. Смысл этих движений – в проникновении на непредназначенные для этого объекты, «зацепе» за транспортное средство и так далее. Напоминает паркур из начала 2000-х, но более его экстремальную форму.
Мы отдельно коснулись этой темы, несмотря на то, что ни с экстремизмом, ни с деструктивным поведением она напрямую не связана (а связана скорее с обычным подростковым желанием выделиться), потому что движение в действительности уносит жизни.
Оно убивает. Причем не потому, что так было выгодно вербовщику, или таинственному «куратору», или потому что подросток уже не мог жить так, как жил раньше. Этот «экстрим» убивает нелепо, по-глупому – во время селфи на опоре моста или при падении с крыши поезда.
Главная, да и, пожалуй, единственная цель «руфинга» и «зацепинга», – публикация в соцсетях соответствующего видео или фото, чтобы собрать как можно больше просмотров и «лайков», тем самым повысив свой статус среди сверстников.
Методы противодействия
Перенаправление физической энергии подростка в спортивное русло – где тоже есть место экстриму и фотофиксации достижений, но со страховкой и инструктором.
Тягу к самоутверждению же можно преодолеть, только разобравшись в причинах проблем с самооценкой.
КАК ВЕРБУЮТ?
Социальные сети — действительно основной инструмент вербовки, и он работает безотказно. Именно в Интернете проще всего поддерживать постоянный контакт с жертвой. Именно в Интернете проще всего воздействовать на психику человека, не вызывая совершенно никаких подозрений. В этой главе мы познакомим вас с основными этапами вербовки в движения, обозначенные в предыдущей части.
1 этап. Установление контакта.
С подростком входят в контакт через социальные сети, якобы для знакомств и общения. Либо – через сплошную рассылку, так называемый «сев».
Предварительно вербовщики исследуют странички в социальных сетях для первичного отбора более подходящих кандидатов. Вербовщики (в случае с экстремистскими и террористическими организациями) – это специально обученные люди, во время общения и взаимодействия с кандидатом они «прощупывают» его слабые места.
Новый «друг», появившийся «совершенно случайно», начинает вести задушевные разговоры и выпытывать подробности личной жизни. При этом подростку хочется рассказать ему обо всем, потому что этот человек очень тонко чувствует его эмоции.
2 этап. Предлагают то, в чем он нуждается.
Этот человек может бескорыстно помогать подростку, если у него есть трудности, может стать близким другом, соратником, учителем. Главное — он будет удовлетворять его потребности. Если нужен молодой человек/девушка – станет им. Если нужен друг – будетдругом.
3 этап. Изоляция от семьи и друзей.
Подросток начинает чувствовать, что его привычное окружение — враждебно. Ему кажется, что его семья настроена против него, друзья желают зла. Если после разговоров с новым другом вы чувствуете, что кругом враги, скорее всего, вас вербуют. Жертву непременно нужно оторвать от близких, но лучше, если она сделает это самостоятельно.
4 этап. Ответы на все вопросы.
Мир будто бы становится черно-белым: есть добро и есть зло, отличить одно от другого проще простого. Есть человек, который знает, как жить правильно, и он указывает подростку путь. Скорее всего, именно на этом этапе с ним заговорят о религии/эзотерическом учении/радикальной политической системе.
5 этап. Подростку дадут понять, что он избранный.
То есть не такой, как все. Более того, существует общество таких же избранных, и его место, разумеется, там. Одновременно новые знакомые могут угрожать ребенку.
Что объяснить ребенку?
- Общаясь с новыми людьми, особенно онлайн, помни о важных правилах безопасности:
- сохраняй осознанность, понимание, что с тобой происходит сейчас;
- вырабатывай навык наблюдателя, задавай вопросы: «Зачем вы мне это говорите?», «Для чего вам это нужно?» и т.п.
- Перепроверяй информацию, исследуй предмет полностью, читай разные источники в интернете.
- Найди глобальную цель в жизни, продумай путь ее достижения. И тогда ни одна секта, ни одна мысль или идея не сможет сбить тебя с правильного пути.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, помните, что ребенок, не получив ОТ ВАС ответы на волнующие его вопросы, будет искать их в Интернете и рискует оказаться в руках искусных манипуляторов детскими душами.