8 мая 1945 год
Танкисты 1-го Украинского фронта разгромили штаб группы армий "Центр"
В этот день части Красной Армии шли на помощь восставшей Праге. В ночь на 8 мая советские танкисты перехватили отступавший штаб командующего группой армий "Центр". "Заметив в полумраке длинную неприятельскую колонну автомашин, командир танкового полка подполковник Гребенников с ходу атаковал противника, - писал генерал армии Лелюшенко. - Буквально за несколько минут штаб генерал-фельдмаршала Шернера перестал существовать. На улицах города Жатеца разыгралось нечто вроде бумажной метели: ветер кружил и раскидывал во все стороны охапки штабных документов. Большинство гитлеровцев сдалось в плен, в их числе 9 генералов. Теперь войска Шернера, действовавшие перед 1, 2 и 4-м Украинскими фронтами, оказались без централизованного управления".
"Гвардейцы 16-й механизированной бригады утром 8 мая ворвались в г. Мост. Навстречу советским воинам вышли сотни и тысячи мужчин, женщин, подростков. Это были русские, чехи, поляки, французы, датчане, люди многих других национальностей, которых гитлеровцы угнали из родных мест на каторжные работы. Они бросались к нашим воинам, обнимали и целовали их, дарили цветы и со слезами на глазах выкрикивали: "Да здравствуют освободители!", "Да здравствуют русские!", "Да здравствует свобода!".
Наземное наступление на Прагу поддерживали советские летчики. Историки 2-й гвардейского авиационного полка пишут: "По данным разведчиков летчики полка непрерывно наносили бомбоштурмовые удары, разведывательные данные непосредственно с борта самолета докладывались на командные пункты танкистов. В эти дни летчики были поистине глазами танкистов".
Завершающие бои в Восточной Пруссии
В Восточной Пруссии добивали противника части 3-го Белорусского фронта. Маршал Баграмян вспоминал: "Завершающий удар мы готовили с исключительной тщательностью, принимали все меры, чтобы он обошелся без серьезных потерь. Не успели мы развернуть наступление в полную силу, как мне позвонил генерал Антонов и передал указание Сталина - во избежание ненужного кровопролития предъявить прижатым к морю гитлеровским недобиткам ультиматум. 8 мая мы разбросали в расположении немецких войск листовки с текстом подписанного мною ультиматума, которым фашистам предписывалось сложить оружие".