о мерах по предупреждению и противодействию коррупции в ДЮЦ № 3
- I. Общие положения.
- Цели и задачи.
- формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в ДЮЦ № 3.
Задачи:
- разработать мероприятия, направленные на профилактику и противодействию коррупции;
- определить основные принципы противодействия коррупции в учреждении;
- информировать сотрудников учреждения о нормативно-правовом обеспечении по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
- Термины и определения.
Противодействие коррупции - деятельность государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Контрагент – любое российское или иностранное, юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса РФ).
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем организации) которой он является.
Личная заинтересованность - заинтересованность работника (представителя организации), связанная с возможностью получения работником (представителем организации) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе иных имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц.
- Круг субъектов, для которых разработано Положение.
В организации Положение может быть использовано широким кругом лиц.
- Нормативно-правовое обеспечение
- основополагающим нормативно-правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25.12.08 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
- Указ Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона от 25.12.08 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 02.04.2013 г. № 309 во исполнение подпункта 6 п.25;
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
2.2. Неисполнение работодателем обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 № 273-ФЗ ««О противодействии коррупции», является правонарушением и влечёт в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа.
2.3 Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст. 13 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
III. Основные принципы противодействия коррупции в организации ДЮЦ № 3
При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:
- Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам, которые адекватны реализуемым антикоррупционным мероприятиям Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам.
- Принцип личного примера руководства.
- Принцип вовлеченности работников.
- Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
- Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
- Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
- Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
- Антикоррупционная политика организации
В разработке и реализации антикоррупционной политики как документа следует выделить следующие этапы:
- разработка проекта антикоррупционной политики;
- обсуждение проекта и его утверждение;
- информирование работников о принятой в организации
- реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер.
- получения сведений об основных процедурах и механизмах, которые могут быть внедрены в организации в целях предупреждения и противодействия коррупции;
- получения сведений о роли, функциях и обязанностях, которые руководству организации необходимо принять на себя для эффективной реализации антикоррупционных мер;
- разработки основ антикоррупционной политики в организации.
4.3. Лица, ответственные за реализацию антикоррупционной политики в организации, могут использовать настоящее Положение в целях:
- разработки и реализации конкретных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции, включая разработку и внедрение соответствующих регулирующих документов и методических материалов.
4.4. Работники организации могут использовать Положение в целях получения сведений:
- о нормативно-правовом регулировании в сфере противодействия коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- об обязанностях, которые могут быть возложены на работников организации в связи с реализацией антикоррупционных мер.
- Меры по предупреждению коррупции:
- Определить должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
- Установить сотрудничество организации с правоохранительными органами.
- Проводить мероприятия, направленные на обеспечение добросовестной работы организации.
- Соблюдать кодекс этики и служебного поведения работников организации.
- Предотвращать и регулировать конфликты интересов.
- Не допускать составление неофициальной отчетности и использование поддельных документов.
- Соблюдать правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства;
- Анализировать применение антикоррупционной политики и, при необходимости, ее пересмотр.
- Деятельность организации по разработке и реализации антикоррупционной политики направлена на решение следующих вопросов:
- основные принципы антикоррупционной деятельности организации;
-определение должностных лиц организации, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
-определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
-установление антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);
- ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
- ежегодное ознакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и
противодействия коррупции в организации;
- осуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур.
5.10. Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции.
В ДЮЦ № 3 ответственным за противодействие коррупции, исходя из установленных задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов является комиссия по противодействию коррупции. Задачи, функции и полномочия в комиссии по противодействию коррупции в сфере противодействия коррупции определеныположением о комиссии по противодействию коррупции. Эти обязанности включают в частности:
- разработку локальных нормативных актов учреждения, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
- проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами лицея или иными лицами;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования
работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольнонадзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно розыскные мероприятия;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов Учредителю.
- Оценка коррупционных рисков.
- Внедрение стандартов поведения работников организации.
- Общие обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции.
- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;
- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
- незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
- незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
- сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов (обязанности рекомендуется включить в Трудовой договор с работником организации, такое право даёт работодателю ст. 57 ТК РФ).
VII. Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции.
7.1. Специальные обязанности устанавливаются для следующих категорий лиц, работающих в организации:
- руководства организации;
- лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики;
- работников, чья деятельность связана с коррупционными рисками;
- лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит, и т.д.
7.2. Порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных
правонарушений
7.3. Консультирование и обучение работников организации.
Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется в индивидуальном порядке ответственным за проведение такого консультирования лицом. Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.
7.4. Внутренний контроль и аудит.
7.5. Принятие мер по предупреждению коррупции при взаимодействии с организациями-контрагентами и в зависимых организациях.
7.6. Поведение с представителями государственных органов.
Следует учитывать, что взаимодействие с представителями государственных органов, реализующих контрольно-надзорные функции в отношении организации, связано с высокими коррупционными рисками. В связи с этим организации и её сотрудникам рекомендуется уделить особое внимание следующим аспектам:
- сотрудникам следует воздерживаться от любого незаконного и неэтичного поведения при взаимодействии с государственными служащими, реализующими контрольно-надзорные мероприятия. При этом необходимо учитывать, что на государственных служащих распространяется ряд специальных антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений. Отдельные практики взаимодействия, приемлемые для делового сообщества, могут быть прямо запрещены государственным служащим:
Еще более жесткий запрет действует в отношении гражданских служащих. В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим запрещено в связи с исполнением должностных обязанностей получать вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения). Такие подарки гражданские служащие не могут принимать даже для последующей их передачи в собственность государственного органа. Исключение сделано лишь для подарков, получаемых гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.
Таким образом, гражданскому служащему, осуществляющему в отношении организации контрольно-надзорные функции, по сути, запрещено получать любые подарки от организации и ее представителей.
В связи с этим, сотрудникам организации рекомендуется воздерживаться от предложения и попыток передачи проверяющим любых подарков, включая подарки, стоимость которых составляет менее трех тысяч рублей.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ на организацию налагаются меры административной ответственности в форме кратного штрафа за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением;
б) предотвращение конфликта интересов. Также следует принимать во внимание, что в соответствии с действующим законодательством государственные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. При нарушении государственными служащими требований к их служебному поведению, при возникновении ситуаций испрашивания или вымогательства взятки государственными служащими проверяемой организации рекомендуется незамедлительно обратиться по телефону "горячей линии" или по соответствующему адресу электронной почты в государственный орган, осуществляющий контрольно-надзорные мероприятия. Необходимая контактная информация в обязательном порядке размещается на сайте каждого государственного органа в подразделе "противодействие коррупции". В случае испрашивания или вымогательства взятки организация также может обратиться непосредственно в правоохранительные органы.
Кроме того, при нарушении государственными служащими порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий следует использовать способы обжалования действий должностных лиц, предусмотренные федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, административные регламенты исполнения государственных функций, принимаемые федеральными государственными органами, в обязательном порядке содержат информацию о досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц.
7.7. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции.
Организация принимает на себя публичное обязательство сообщать в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых организации (работникам организации) стало известно. Необходимость сообщения в соответствующие правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых стало известно организации, может быть закреплена за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в данной организации.
Организации необходимо воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.
Сотрудничество с правоохранительными органами может проявляться в форме:
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности организации по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативнорозыскные мероприятия.
Руководство и сотрудники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.
VIII. Порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику организации
Данный локальный нормативный акт может быть пересмотрен, в него могут быть внесены изменения в случае изменения законодательства РФ. Конкретизация отдельных аспектов антикоррупционной политики может осуществляться путем разработки дополнений и приложений к данному акту.