18 апреля 1945 год
Части Красной Армии продолжают наступление на Берлин
В этот день части Красной Армии продолжили наступление на Берлин. "Правда" пишет о действиях 1-го Украинского фронта. "Форсируя реку, разведотряды завязывали бои с передовыми частями противника, уточняя расположение его обороны и огневую систему. Немцы предпринимали неоднократные попытки сбросить наши отряды в реку. Однако уже эти небольшие группы советских бойцов сумели закрепиться на западном берегу Нейсе, выбив противника на многих участках из первой линии его траншей. Ночью по быстро наведенным мостам двинулись вперед наши орудия, тяжелые минометы и танки. На рассвете с восточного берега реки заговорила советская артиллерия. Накопившаяся за рекой пехота, следуя за огневым валом, выбивала немцев из их укреплений и убежищ и расширяла плацдармы, на которые все в большем количестве переправлялась наша мощная техника".
"Известия" рассказывают о действиях группы советских летчиков, атаковавших вражеский аэродром. "Подойдя к цели, эта группа встретила в воздухе десять "Фокке-Вульф-190", заходивших на посадку. Немцы были стремительно атакованы. Внезапное появление советских самолетов обескуражило врага. Его зенитчики, боясь повредить свои самолеты, огня не открывали. В короткой воздушной схватке наши истребители сбили пять немецких самолетов".
По данным Совинформбюро за 18 апреля наши войска подбили и уничтожили 96 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнм зенитной артиллерии сбито 115 самолетов противника.
19 апреля 1945 год
Немцы, не выдержав напора, начали отступать на внешний периметрВ этот день советские войска прорвали оборону противника на берлинском направлении, несмотря на ожесточенное сопротивление, особенно на Зееловских высотах. Маршал Жуков писал в своих воспоминаниях: "19 апреля, понеся большие потери, немцы не выдержали мощного напора наших танковых и общевойсковых армий и стали отходить на внешний обвод Берлинского района обороны". Попытки гитлеровского командования выиграть сражение за Берлин на Одере и Нейсе закончились провалом.
Корр."Известий" так описывает обстановку в полосе наступления 1-го Украинского фронта: "Вот мы и на Нейсе. Та часть реки, которую форсировали наши войска, несет свои воды среди густых лесов. Сейчас на лесных дорогах невиданное оживление. Словно сказочные богатыри, мчатся советские танкисты. Тракторы волокут солидные пушки. Как стрекозы, мечутся по лесным тропам мотоциклисты. С песней, облепив большие вместительные грузовики, проезжают бойцы. И эта русская песня к западу от Нейсе волнует и звучит необыкновенно".
"Красная звезда" рассказывает о действиях саперов при штурме немецкой крепости: "Прикрытые огнем минометов и крупнокалиберных пулеметов, оба взвода достигли рва и скатили в него бочку тола, предварительно запалив зажигательные трубки. Громадной силы взрывная волна оглушила вражеский гарнизон редута. Этим не замедлили воспользоваться саперы. Почти без помехи со стороны противника они сбросили в ров 600 кг горючей смеси, две бочки смолы и все это подожгли. Затем саперы стали бросать в огонь обломки деревьев, ящики, доски. Возник гигантский пожар. Густой черный дым в течение 12-ти часов ослеплял врага. Тем временем пехота с помощью изготовленных саперами приспособлений - лестниц, канатов, перекидных мостиков, - преодолела ров, а скоро овладела и земляным валом".
"Разведка Краснознаменного Балтийского флота обнаружила в заливе Фриш-Гаф самоходные десантные баржи, а также большое количество плотов и шлюпок с войсками противника, - сообщило Совинформбюро. - Советские бронекатера атаковали немцев и потопили две быстроходные десантные баржи, две баржи и более 100 плотов и шлюпок. Уничтожено и потоплено несколько тысяч немецких солдат и офицеров".
За 19 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 129 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 140 самолетов противника, сообщило Совинформбюро.
20 апреля 1945 год
Начался штурм Берлина
Красная Армия начала штурм Берлина. Маршал Жуков пишет: "20 апреля в 13 часов 50 минут дальнобойная артиллерия 79-го стрелкового корпуса, которой командовал генерал-полковник Кузнецов, открыла огонь по Берлину. Начался исторический штурм столицы фашистской Германии".
Военный совет 1-го Белорусского фронта обратился к войскам с воззванием: "Перед вами, советские богатыри, Берлин. Вы должны взять Берлин, и взять его как можно быстрее, чтобы не дать врагу опомниться. Обрушим же на врага всю мощь нашей боевой техники, мобилизуем всю нашу волю к победе, весь разум. Не посрамим своей солдатской чести, чести своего боевого знамени".
Командир орудия сержант Николай Васильев вспоминает: "Уже под вечер наша батарея вышла на высоты, и мы увидели огромный город. Чувство радости и ликования охватило нас: это был последний вражеский рубеж, и час расплаты настал. Наверное, мы никогда так стремительно и слаженно не действовали, ведя огонь".
"20 апреля 150-я дивизия подошла к кольцевой автомобильной дороге, опоясывающей Большой Берлин, - пишет генерал-полковник Шатилов. - Этот день как день рождения Гитлера обычно отмечался в фашистской Германии парадом, приемами, праздничными подношениями. Но на сей раз мощные удары тяжелой дальнобойной артиллерии Красной Армии загнали фашистских главарей под землю, в бункер, расположенный на глубине 16 метров и покрытый восьмиметровым слоем бетона. Именно там, по позднейшим данным, состоялось последнее "поздравление" Гитлера с днем рождения. А советские артиллеристы посылали ему тем временем свои "подарки" - крупнокалиберные снаряды с надписью: "Лично Гитлеру в день рождения".
Маршал Рокоссовский, войска которого форсировали Одер севернее Берлина, пишет о саперах, работу которых он видел в этот день. "Работая по горло в ледяной воде среди разрывов снарядов и мин, они наводили переправу. Каждую секунду им грозила смерть, но люди понимали свой солдатский долг и думали об одном - помочь товарищам на западном берегу и этим приблизить победу".
В Восточной Пруссии продолжались бои на Земландском полуострове. Маршал Баграмян вспоминал: "Началось самое настоящее прогрызание бетонированных укреплений. Впереди шли тяжелые танки и самоходные артиллерийские установки. Они прямой наводкой били по огневым точкам, укрытым в железобетонных сооружениях. Но даже тяжелые снаряды отскакивали от них, словно горох от стены. А обойти укрепления не позволяли заболоченные леса. И снова вперед пришлось идти нашим славным саперам, которые терпеливо подкапывались под доты и подрывали их".
"Правда" рассказывает о действиях частей маршала Толбухина в Австрийских Альпах. "Танковый батальон с десантом на броне продвигался вперед по шоссейной дороге. У выемки наступающие натолкнулись на завал, из-за которого открыли бешеный огонь немецкие батареи. Наши танки отошли за укрытие и завязали огневой бой, привлекая к себе внимание противника. Тем временем десантники с помощью канатов и связанных поясных ремней взобрались на скалистый скат и по густому лесу проникли в тыл врага. Их налет на позиции неприятельской артиллерии был так внезапен, что немцы не могли оказать организованного сопротивления. Гранатами и огнем автоматов гвардейцы в короткой схватке вывели из строя прислугу немецких батарей. К завалу подошли наши танки. Группа разграждения быстро сделала для них проход, и они устремились дальше".
По данным Совинформбюро "за 20 апреля на всех фронтах подбито и уничтожено 120 немецких танков и самоходных орудий. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 103 самолета противника".