Тема: История развития клавишных инструментов. Орган Хаммонда.Орга́н Ха́ммонда (англ. Hammond organ ) — электромеханический музыкальный инструмент (электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально орга́ны Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым орга́нам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность орга́н Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.
В настоящее время (2011) торговая марка Hammond принадлежит Suzuki Musical Inst. Mfg. Co., Ltd., и назвается Hammond Suzuki Co., Ltd.
Hammond B3 и динамики Лесли
Для имитации звуков органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телармониума» Тадеуша Кахилла, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.
Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами.
Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд-органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.
Один из поздних органов Хаммонда. Инструмент вскоре набрал бешеную популярность.
Модель B-3 всегда была и остаётся наиболее популярной моделью, хотя C-3 отличается лишь деталями внешнего вида. Условно «Хаммонд органы» можно разделить на две группы:
полноразмерные органы (console organs), такие как B-3, C-3, A-100, имеющие два 61-клавишных мануала
компактные органы (spinet organs), такие как L-100 и M-100, у которых два 44-клавишных мануала.
У большинства «Хаммонд-органов» нет полного педального блока «AGO», который значительно увеличивал стоимость и размеры инструмента (так же, как и вес: общий вес модели В3 со скамьёй и педальным блоком составлял 193 кг).
Следует заметить, что не все «Хаммонд-органы» имели описанную выше конструкцию. Конструкция с рычажками и фоническими колёсами считается оригинальной. Фирма «Хаммонд» выпускала также и некоторые более дешёвые модели на основе электронных схем, такие как, к примеру, модель J100. Всё же у этих моделей нет оригинального и характерного звука органов «Хаммонд».
Современные технологии цифровой обработки сигналов и семплирования позволяют достаточно точно воспроизвести оригинальный звук инструментов Хаммонда. Существует также ряд электронных органов и синтезаторов, качественно эмулирующих «Хаммонд-орган». Тем не менее исполнители ценят оригинальные электромеханические инструменты Хаммонда за особое впечатление и ощущение от игры. «Хаммонд-органы» и сегодня пользуются огромным спросом у музыкантов.
Виртуозы органа Хаммонда
Джон Лорд — рок-клавишник группы Deep Purple.Джон Лорд был первым, кто начал эксперименты со звуком, еще во времена второго (mark II) состава Дип Пёрпл. Лорд подключал выходной сигнал Хаммонда не к кабинету Лесли, а к усилителю Маршалл. Полученный агрессивный звук органа, успешно перекликался с гитарой Блэкмора. А иногда у слушателей, даже возникали сомнения, звучит ли гитара или орган. Так например вступление Space Truckin’ у многих вызывало недоумение, т.к., многие считали что звучит перегруженная гитара, а не орган.
Джимми Смит — джазовый органист, популяризировавший инструмент в стиле блюз/фанк/соул, и оказавший большое влияние на многих рок-музыкантов.
Билли Престон — клавишник, принимавший участие как сессионный музыкант в записях Битлз, Роллинг Стоунз, Элтона Джона.
Алан Прайс — фронтмен группы The Animals, автор саундтрека к фильму Линдсея Андерсона "О, счастливчик".
Рик Райт, Рэй Манзарек, Кит Эмерсон, Рик Уэйкман, Винсент Крейн, Кен Хенсли, а также
Вячеслав Мещерин (1923-1995) — художественный руководитель собственного ансамбля, в котором преобладал электроорган и
Давид Семенович Голощекин — выдающийся джазмен, мультиинструменталист.
Hammond organ - орган Хаммонда
Hammond A100 (B3) leslie Boogie Woogie jam
Hammond C3 Beast sound (Jon Lord - Deep Purple)
Tony Monaco, Gerard Gibbs
Hammond B3/C3 Organ "Stevie Wonder"
Hammond A100 (B3) funk blues soul improv
Hammond A100 (B3) leslie minor blues