Сайт для педагогов, детей и их родителей » Новости » Демографическое послание Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова

Демографическое послание Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова

12 сентября 2020. 

Демографическое послание

 

Уважаемые участники встречи

Уважаемые коллеги!

Уважаемые жители Ульяновской области!

 

Сегодня 12 сентября. По сложившейся уже много лет назад традиции мы даем старт нашей фирменной акции «Роди патриота в день России», опрометчиво и примитивно называемой журналистами «Днем зачатия». Этот журналистский штамп демонстрирует полное непонимание сути данной акции, тем более уводит от истинной цели всей системы региональной демографической политики – народосбережения.

Многое изменилось в жизни нашей страны и региона за последние пятнадцать лет, но неизменным остается одно – наше желание и стремление повысить качество жизни нашего населения, жителей Ульяновской области.

2020 год стал годом, поставившим перед страной и мировым сообществом наисложнейшие задачи в области сохранения народа. И от качества и эффективности решения этих задач зависит историческая перспектива развития, как страны, так и региона, зависит сколько нас будет, сколько детей родится в ульяновских семьях через год, через пять, через десять лет. Какими они вырастут, кем станут. Что они сделают для развития страны, региона и какие ценности будут для них опорой в жизни. 

Именно сегодня, 12 сентября, в рамках нашего регионального праздника – Дня семейного общения я обращаюсь к Вам жителям Ульяновской области, представителям научного сообщества, экспертам, лидерам общественного мнения, руководителям муниципальных образований, членам Правительства Ульяновской области со своим первым Демографическим Посланием.

В нём я попытаюсь, опираясь на научные знания, исследования федеральных и региональных экспертов, накопленный опыт, переосмыслить основания нашей демографической политики, произвести существенную ее перезагрузку. 

В самом начале хочу высказать слова глубокого уважения и искренней благодарности нашим замечательным экспертам. Это 

-   Леонид Михайлович Рошаль - Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, Президент Национальной медицинской палаты, «Детский доктор мира», Доктор медицинских наук, профессор, который принимает участие в заседании нашего Форума в онлайн режиме по видеоконференцсвязи;

- и Сергей Игоревич Рыбальченко – Генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», зампредседателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты Российской Федерации, автор Доклада Общественной палаты «Демография – 2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения Российской Федерации. 

Я очень рассчитывают на их непредвзятую глубокую оценку нашей работы.

Уважаемые коллеги!

Моё послание сегодня – это только первый шаг в глубокой трансформации нашей семейно-демографической политики. Следующим шагом станет обнародование государственного демографического Доклада Ульяновской области и Стратегии народосбережения до 2030 года. И прошу разработчиков Стратегии учитывать и прогнозировать различные сценарии демографического развития Ульяновской области: инерционный, сценарий реализации целевых показателей национальных проектов, сценарий, положительной миграции и так далее. 

Третий шаг – на основе обновлённых региональных проектов в рамках нацпроекта «Демография» и подготовленной Стратегии будет разработан план действий по достижению ключевых показателей в сфере демографической политики и соответствующая дорожная карта. 

Существующие в настоящее время негативные прогнозы не могут нас не настораживать. Наша историческая обязанность – ответить на этот вызов. Не только выбраться из демографической ловушки, но и к середине наступающего десятилетия обеспечить устойчивый естественный рост численности населения страны. Напоминаю, что в 2024-м году коэффициент рождаемости должен быть 1,7.

Мы должны будем пройти быстрый путь от сегодняшней рефлексии и определения основных направлений и инструментов региональной демографической политики к конкретной разработке и реализации мероприятий. Поэтому я ставлю задачу перейти от слов к делу уже сейчас. 

Почему необходимо переосмыслить и перезагрузить нашу демографическую политику?

Очевидно, что все современные страны в той или иной мере столкнулись с глобальным демографическим вызовом, который имеет целый ряд проявлений. Для Старого света – это сокращение и старение населения, и одновременно, высокий уровень миграции в эти страны. Для арабского мира и большинства стран Африки и Средней Азии – это перенаселение территорий, высокий уровень смертности, в том числе и детской смертности, существенный для национального суверенитета отток трудоспособного населения. Для большинства российских регионов демографический вызов проявляется в постепенном изменении половозрастной структуры населения, сокращения доли женщин фертильного возраста, продолжающейся почти 2 десятилетия депопуляции, общем старении населения.  

Единого, универсального решения, как ответить на эти вызовы нет.  Поэтому необходимо использовать самый разнообразный и разнонаправленный мировой и региональный опыт и при этом идти своим путем, исходя из складывающейся конкретной ситуации. 

С 2005 году, понимая, что вступили в долгосрочные негативные демографические тренды, мы реализуем акцию «Роди патриота в день России», старт которой приходится на каждое 12 сентября (день города Ульяновска), а итоги подводятся 12 июня – в день России. Задача акции была понятна – привлечь внимание к проблеме снижения рождаемости и, пусть на локальном уровне, стимулировать рождаемость. Хочу сказать, что определенные локальные результаты мы получаем. – Действительно каждый год на 12 июня приходится в полтора-три раза рождений больше, чем в другие дни года. 

От разовой акции мы постепенно, год за годом стали переходить к системным комплексным мерам, затрагивающим все основные направления семейно-демографической политики.

Основное внимание мы сосредоточили на поддержке семей с детьми, сформировали помимо федеральных целый ряд мер поддержки семей при рождении детей. Часто мы работаем на опережение. У нас мер поддержки несравнимо больше, чем в гораздо более богатых регионах.

Мы выстраиваем свою демографическую, семейную политику, отталкиваясь от конкретных жизненных ситуаций. Разбираемся с каждым жизненным случаем, с которым сталкиваются конкретные семьи – прежде всего, многодетные, молодые, неполные семьи.

В настоящее время в Ульяновской области действуют 33 меры поддержки семей с детьми. Причём 25 из них – наши, региональные. При этом список региональных мер поддержки ежегодно пополняется.

В прошлом, 2019-м году было принято решение о внесении изменений в законодательство о капитале «Семья», которые позволяют семьям с 1-го июля 2019 года распорядиться его средствами на погашение ипотечного кредита без учёта обеспеченности общей площадью жилого помещения. Эти изменения позволили значительному количеству семей реализовать средства именного капитала «Семья» на улучшение жилищных условий. 

Что это дало нашим семьям? Если в 2018-м году на эти цели было реализовано всего 800 сертификатов на сумму 30 миллионов рублей, то в 2019 году – уже 6 тысяч 600 сертификатов – на общую сумму 310 миллионов рублей (то есть в 10 раз больше).

А за девять месяцев 2020-го года уже реализовано 6200 сертификатов на сумму 210 млн. рублей.

Кроме того, в самый сложный период пандемии, нами было приятно решение оказать единовременную социальную помощь в размере 7 тысяч рублей на ребенка в возрасте от трех до семи лет всем семьям, с нереализованным капиталом «Семья». И этим правом воспользовалось 19231 семья. Мы и дальше планируем продолжить эту работу.

Серьезным направлением работы стала пропаганда семейных ценностей, ценностей многодетной семьи. Мы стремимся создавать среду, комфортную для семьи и детей. Активное долголетие – еще одно направление нашей работы. Совершенствование системы здравоохранения, особенно первичного звена – то, чем мы занимаемся уже длительный период времени.  

К каким результатам мы пришли? Смогли ли мы что-то изменить? И «да» и «нет».

Начну с негативных результатов.

Сохраняется процесс депопуляции. Слабый тренд, начавшийся с 2006 года на выравнивание отрицательного демографического баланса, когда каждый год стала увеличиваться рождаемость, а убыль населения снижаться, сменился с 2014 года на противоположный. Естественная и миграционная убыль населения растет, а рождаемость и миграция в регион сокращаются. Продолжает увеличиваться средний возраст населения, снижается количество женщин фертильного возраста. Как следствие снижение рождений первых детей.

За прошедшие 5 лет общая численность населения Ульяновской области сократилась в целом на 2% (24 133 человека). 

Сложившееся соотношение показателей рождаемости и смертности привело к увеличению значения показателя естественной убыли в 2019 году на 10,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Естественная убыль в 2019 году составила  минус 5% (в 2018 году минус 4,5%), что превышает значение аналогичного показателя в среднем по Российской Федерации (-2,2) и по Приволжскому федеральному округу (-3,3).

По среднему прогнозу Росстата численность населения Ульяновской области к 2031 году может сократиться до 1,137 тыс. человек (на 1 января 2020 года в Ульяновской области проживало 1,229 тыс. человек.  То есть за десять лет потери населения составят 92 тысячи человек.

Средний возраст жителей Ульяновской области сорок два с половиной года (42,5) и в дальнейшем прогнозируется его рост. При этом средний возраст в сельской местности приближается к 47 годам. Ульяновская область стоит на пороге перехода в разряд регионов с низким показателем рождаемости.

Что это будет означать? 

Снижение уровня и качества жизни населения. На поддержание и развитие общественных благ не будет достаточных экономических ресурсов. Сокращение трудоспособного населения, сокращение плотности населения приведут к потере инвестиционной и деловой привлекательности региона, сокращению числа экономических агентов, что, в свою очередь приведёт к сокращению поступлений от их деятельности в региональный и местные бюджеты на фоне растущих социальных обязательств. 

Описанное развитие ситуации является неприемлемым для нас. 

Нам необходимо в кратчайшие сроки предпринять управленческие меры, которые смогли бы качественно изменить ситуацию.  Мы должны до 2024 года совершить демографический прорыв, а для этого выработать такие решения, которые смогут обеспечить достижение показателей национального проекта «Демография». 

И это не только задача исполнительных органов государственной власти, но и чёткая установка для дальнейших действий органов местного управления, нужны новые механизмы включенности институтов гражданского общества, экспертов, профессиональных сообществ. Ваше мнение, ваш опыт и включенность в процесс формирования государственных программ, в процедуру оценки их эффективности позволят нам вплотную подойти к общественному аудиту всех решений и действий в области народосбережения.

Кратко напомню, что в соответствии с плановыми значениями национального проекта Ульяновской области предстоит повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,522 (базовое значение 2017 года) до 1,635 (плановый показатель 2024 года). При этом необходимо обеспечить рост показателя коэффициента рождаемости в возрастной группе 25-29 лет с базового уровня 99,79 родившихся на 1000 женщин возрастной группы до 108,4 рождённых к 2024 году, а для возрастной группы 30-34 лет соответственно с 73,5 до 100,2 рождённых к 2024 году.

Данные показатели необходимо сопоставить с численностью женщин, попадающих в данные возрастные группы к 2024 году. А здесь мы имеем значительное снижение численности женщин возрастной группы 25-29 лет в среднем на 34%. Учитывая, что возраст первого рождения всё более смещается к показателю 26 лет, то мы можем говорить об угрозе невыполнения в складывающихся условиях этого показателя. 

Перекрыть угрозу неисполнения этого показателя ресурсами второй возрастной группы (30-34 года) также будет проблематично несмотря на то, что данная возрастная группа не сокращается по численности. Таким образом, как никогда остро встаёт вопрос о сохранении каждого брака, омоложении среднего возраста создания семьи и сохранения каждой беременности.

Если говорить о позитивных результатах региональной демографической политики, то я отмечу увеличение числа многодетных семей. Все более популярными в Ульяновской области становятся семьи, в которых растёт 3-4 ребёнка. Если в 2005 году было чуть больше 4000 многодетных семей, то в этом году их уже более 13 тыс.

Увеличивается и число молодых многодетных семей. При этом мы фиксируем еще один положительный тренд – среди многодетных семей снижается доля неблагополучных семей. Нам надо сохранить эти тренды.

Я убежден, что основные контуры и направления региональной демографической политики были правильными. Мы шли и будем идти по пути комплексности и системности. 

Основными задачами до 2030 года должны стать: стабилизация численности населения, сокращение среднего возраста, достижение положительного миграционного сальдо, сокращение заболеваемости и смертности населения трудоспособного возраста.

Стратегическая цель – обеспечить устойчивый прирост населения Ульяновской области, используя все возможности и все инструменты демографической политики.

Её перезагрузка предполагает осмысление пройденного нами опыта и выработку новых оснований и принципов. 

Какие выводы и уроки мы получили? 

Первое. Демографическая политика, как и сама демографическая ситуация – это квинтэссенция всех направлений региональной политики экономической, социальной, культурной, спортивной, в комплексном развитии территорий, в сфере жилищного строительства, образовании, экологии, здравоохранении, туризма и так далее. Демография - ключевой показатель эффективности системы управления и качества жизни.  Нет ни одной сферы, которая бы практически напрямую не влияла на демографию. 

Важно выбирать правильный фокус внимания и осуществлять, то, что можно назвать демографической экспертизой любых решений власти в любой сфере. Прежде чем что-то делать, мы должны отчетливо понимать, как это решение скажется на демографических показателях, на наших семьях, на различных социальных группах. Иными словами, мы должны прогнозировать и учитывать демографические эффекты.  

Второе. Мы должны исходить из того, что необходимо использовать все резервы и возможности, даже самые минимальные для увеличения численности населения и сокращения убыли. У нас нет какого-либо одного мощного ресурса, который стал бы приоритетом. Мы должны находить и максимально использовать любые возможности. Здесь уместна поговорка «курочка по зернышку клюет». Повторю, нам надо использовать все возможности, работать точечно и очень адресно. 

Третье. Центром приложения сил и ресурсов является семья. Семья с детьми. Успех возможен только когда, когда будут созданы комплексные условия для развития семьи, для счастливого материнства и отцовства. На этом я остановлюсь подробнее. 

Я считаю, что прорывным решением для нас станет поддержка многодетности. Еще более конкретно, мы должны сосредоточить основные усилия на комплексной поддержке семей, начиная с рождения 3-го и 4-го ребенка. Понятно, что при этом мы не отказываемся от уже существующих мер поддержки. Заявляю, что для нас приоритетом станет поддержка именно 3 и 4 рождений. Такие семьи государство должно брать под патронат на всех этапах жизненного цикла как семьи, так и этих детей. 

Задача всей системы государственного и муниципального управления в том, чтобы сконцентрироваться на создании комплексных условий для рождения именно 3 и 4 -х детей. Мы должны создать экосреду для социальной и экономической самостоятельности таких семей. Обеспечить комфортность прохождения всех этапов жизненного цикла человека – от младенцев до людей преклонного возраста. Под это должны быть настроены все государственные сервисы (соцзащита, образование, медицина, и так далее), а также городская среда, доброжелательная к семьям. 

Как следует из исследования Сергея Игоревича Рыбальченко, к сожалению, практика такова, что сегодня доля финансирования мер поддержки первых и вторых детей в национальном проекте «Демография» составляет более 90% от всего объема финансирования поддержки семей с детьми. Поддержка рождения третьих и последующих детей в Ульяновской области — 5,3%. При этом в демографически успешных странах этот уровень выше 40%. А именно 3 и 4 роды обеспечивают расширенное воспроизводство. 

Рассмотрим типичную ситуацию. В благополучной полной семье трое детей рождается в среднем примерно в течение 5-6 лет. Для женщины это диапазон с 25-27 лет до 30-35 лет. И есть еще репродуктивный резерв как минимум на 5 лет, а максимум и на 10-15. При средней продолжительности жизни женщины в 79 -80 лет она к 55 -57 годам успевает вырастить, обучить детей, оставаясь в работоспособном, активном возрасте и впереди остаётся еще, как минимум четверть жизни. Вполне себе хороший сценарий. 

Какие для такого сценария должны быть условия? 

- Уверенность семьи в завтрашнем дне, стабильность и предсказуемость жизненных траекторий членов семьи.

- Создание условий для хорошего репродуктивного здоровья.

- Устойчивость брака. Здесь очень важным является защищенность, детей, и прежде всего женщин от разводов. Думаю, что мы должны подумать над инициированием областной программы, защищающей неполные многодетные семьи от социального неблагополучия. Пропаганда ответственного отцовства.

- Материальное благополучие семьи. Задача государства не дотягивать уровень доходов на каждого члена семьи до прожиточного минимума, а обеспечивать доходы на уровне среднего по региону. 

- Качество, доступность и безопасность различных семейных сервисов, связанных со здоровьем, обучением, возможностями развития, досуга, мобильности. 

- Социальная защищенность многодетной семьи на законодательном уровне.  Считаю, что все отпуска по уходу и декретные отпуска входили в профессиональный стаж работы и учитывались при начислении пенсии. - Кроме того, необходимо наконец-то ввести так называемую «материнскую заработную плату» за рождение и воспитание четвертого и последующих детей. В самое ближайшее время Ульяновская область выйдет с такими инициативами на федеральный уровень. Прошу Сергея Игоревича подержать меня в этом. 

- Серьезным направлением нашей работы должна стать пропаганда семейных ценностей, ценностей многодетной семьи. Мы разрабатываем программу воспитания, включающую в себя идеологическую, воспитательную работу среди молодежи, которая будет формировать правильное восприятие и оценку семейно-нравственных ценностей.

Именно с этой целью в сентябре прошлого года мы приняли решение об издании большой энциклопедии семей под общим названием «Жизнь замечательных семей». Сегодня мы выполнили свое обещание и буквально несколько минут тому назад провели презентацию первого издания. Считаю, что эта энциклопедия станет исторической книгой, в которую внесены многопоколенные семьи региона, бережно хранящие семейные традиции и ценности. Это иллюстративные примеры самых достойных, благонадежных родовых древ.

Сегодня экземпляры книг разлетятся по всем муниципальным образованиям, по всем семья летопись которых занесена на её страницы. С электронным вариантом книги можно будет ознакомиться и на официальном сайте министерства соцблагополучия. Я уверен, что «Жизнь замечательных семей» станет своеобразным пособием для молодых семей, прочитав которую, многие, в хорошем смысле слова, заразятся изучением истории своей семьи, своих предков.

- Особое направление – развитие детских садов различных форматов и различных форм собственности. Вариативная система ухода за детьми жизненно необходима для региона. Следует целенаправленно стимулировать альтернативные государственным и муниципальным детским садам и яслям формы раннего ухода за детьми – семейные и частные нелицензированные детские сады, сертифицированные няни. Эти услуги востребованы особенно после повышения пенсионного возраста, и продлении трудового времени бабушкам и дедушкам.

- Сильным сдерживающим рождаемость фактором являются пожилые престарелые родители, больные члены семьи старших поколений. Необходимо развивать альтернативные форматы ухода за ними, детские сады для пожилых.   

– Поддержка молодых семей. В Ульяновской области уже делаются первые шаги в этом направлении. Так с 2021 года в регионе будет дана новая жизни проекту «Жильё для молодых семей», которым будет предусмотрено обеспечение нуждающихся молодых семей жильём комфорт-класса, в отличие от прежнего стандартного жилья. 

Отдельное направление будет создано для молодых семей в рамка проекта «Зажиточная семья», что позволит молодой семье развивать собственное дело и не отказываться от рождения ребёнка.

Иными словами, семейная политика должна концентрироваться на полном сопровождении многодетных молодых  семей на весь период взросления последнего ребенка.

Ульяновская область должна стать Регионом, доброжелательным к семьям и детям

Это доброжелательная поликлиника, женская консультация, доброжелательная школа, детский сад и все остальные учреждения.

Вся инфраструктура должна быть также ориентирована на семьи с детьми: хорошие дороги, тротуары с удобными спусками, съездами, наличие комнат для мамы с ребёнком, игровой зоны, комфортные и безопасные детские площадки. 

Считаю, что мы можем, не дожидаясь разработки федерального проекта, уже сейчас инициировать приоритетный региональный проект «Многодетный регион». Самой весомой из вновь принятых мер может стать отцовский семейный капитал при рождении третьего и последующих детей в семье. Он станет дополнением региональному материнскому капиталу.

Долгое время акцент в поддержке рождаемости мы делали на мерах поддержки женщин в возрасте до 35 лет. Считаю, что эти возрастные рамки надо расширять. Мировые тенденции показывают, что успешное материнство может быть и в более позднем возрасте. Мы должны продумать действенные меры поддержки для любой женщины, желающей материнства. Тем более, что сейчас все больше женщин, принимающих на себя ответственное решение сохранения беременности и рождения ребенка после 40 лет. Думаю, что для этих женщин нужно предусмотреть материальные и не материальные меры поддержки.  

Четвертое. Считаю, что надо подумать над созданием регионального фонда будущих поколений. Его наполняемость можно решать за счет перенаправления части акцизов, собираемых на уровне региона. 

Кроме того, нам нужен своеобразный демографический маневр. Он связан с пересмотром структуры поддержки семей. Их три вида Прямые выплаты. Сервисы или услуги. Налоговые льготы для семей. Нам следует увеличивать долю сервисов, услуг и налоговых льгот и сокращать практику веерных прямых выплат. 

Мы все должны понимать, что демографическая политика – это не направление социальной защиты, не инструмент раздачи денег

Государственная семейная политика не должна сводиться к материальным мерам поддержки семей. Раздачей денег демографическую ситуацию не изменить. Мы должны создавать условия для появления автономных, самодостаточных семей. Формировать особую социальную экосистему, способствующую развитию и поддержанию этой автономии. Автономная самоорганизованная семья – это семья, поведение которой позволяет ей жить без регулярной социальной помощи со стороны государства и общественных организаций. Это семья, способная приспосабливаться к меняющимся условиям жизни за счёт внутренних ресурсов. Наша задача – помочь семье сформировать эти ресурсы.

То есть задача государственной семейной политики заключается в том, чтобы развить социальную экосистему, состоящую из социальных услуг, поддерживающих функции семьи, государственных и общественных институтов, поставляющих эти услуги, Такая «семейная» экосистема должна способствовать развитию компетенций, необходимых для воспитания автономности. 

Очень важно победить «психологию наследственной бедности». Вытаскивать целые семьи из порочного круга настроений привычек, безнадёжного отношения к миру, которые конструируют бедность. А это, в том числе, и вопросы образования. Чем более образован человек, тем более он способен к развитию, к изменениям.

Одним из инструментов в формировании автономности семьи является «социальный контракт». Нам следует и дальше идти по пути развития этого нового института. По сути, это инструмент поддержки развития семейного бизнеса, который становится также и дополнительной скрепой семейных отношений, и отличной средой для трудового, экономического и патриотического воспитания детей. Семейный бизнес позволяет оставаться на плаву малым населённым пунктам, возвращать молодёжь после учёбы домой, видеть в детях не обузу, а шанс расширить свой семейный бизнес. 

Необходимо повышать качество обучения потенциальных получателей социальных контрактов, развивая предпринимательские компетенции – упаковывать бизнес идеи, нащупывать новые ниши, знать финансы и законодательство. И тогда мы сможем повысить количество автономных семей даже в пока непривлекательных в настоящее время территориях. А это путь к повышению качества жизни. 

Кроме того, если мы хотим вывести семьи на траектории самостоятельного развития, мы должны подумать, как дополнить «социальный контракт» другими сервисами. Дать возможность маме, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, пройти программу переобучения. Понятно, что для решения всех этих задач нам нужен алгоритм межведомственного сопровождения семей. Всем сейчас нужна финансовая и цифровая грамотность. 

Пятое. Миграционные перспективы 

Приходится констатировать, что мы уже давно имеем отрицательное миграционное сальдо. Вклад миграции в сокращение численности населения весьма существенен. Так за 2019 год население Ульяновской области в общем сократилось на 9 тыс. человек. Из них за счёт миграции мы потеряли 2395 человек (четвёртую часть). Миграция вносит свой вклад в естественную убыль посредством сокращения численности населения трудоспособного и младше трудоспособного возраста. Возрастная структура миграционных потерь за 2019 год выглядит следующим образом: 73% потери трудоспособного населения, 19% потери населения младше трудоспособного возраста, 8% потери населения старше трудоспособного возраста. Данная особенность обусловлена преимущественно трудовой и образовательной миграцией.

Можем ли мы что-то изменить в этой картине? Думаю, что сможем. Мы обычно ставим задачу сократить число уезжающих из региона. Давайте немного по-другому поставим вопрос. Что мы должны делать, чтобы привлечь к нам людей из других регионов, и даже из-за рубежа? 

Думаю, что первым шагом должно стать развитие системы среднего профессионального и высшего образования. У региона есть хороший потенциал. Прошу вас усилить работу, а может даже сформировать целую «артель» рекрутеров для перетягивания молодёжи из районов «приграничных» нашейобласти, расширяя при этом сферу медицинских и сельскохозяйственых специальностей. Нам нужны молодые кадры для работы в село. Кроме образовательной миграции в наш регион, необходимо усилить работу по культурной и социальной адаптации трудовых мигрантов, приехавших к нам в регион.

Еще один ресурс интереса к Ульяновской области - комплексное, устойчивое развитие сельских территорий. Развитые сельские территории должны стать магнитом, притягивающим к себе трудоспособное население. 

Немаловажное направление, которое мы будем продолжать – это работа с трудовыми мигрантами, приехавшими к нам, по их культурной и социальной адаптации.

Уважаемые коллеги!

Итак, мы даем старт нашей уникальной акции - акции «Роди патриота в день России». А это значит, что мы начинаем новый демографический год и логично будет начать нашу 16 акцию с так называемой «нулевой демографической версты». Прошу вас всех присоединится к ней и войти в нее с новыми амбициозными задачами, идеями и решениями.

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
объясняем.рф