Помните ли Вы себя в возрасте 11-15 лет?
Каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир! Помните слезы без причин и приступы любви ко всем вокруг, потрясающее чувство осознания собственных сил и ощущение вселенской непосредственности? Помните мучительные ночи без сна с непонятным томлением и необъяснимой тревогой. Вспомните, как много делали «назло» в отместку постоянным наставлениям матери, отцовским «разносам» и придиркам учителей. Как часто приходили в отчаяние оттого, что никто-никто Вас не понимает…
Большинство из нас никогда не сопоставляли свое детство с последующим жизненным опытом. Но, забывая о том, какими были мы сами, мы не сможем понять собственных детей.
А для них, в трудном подростковом возрасте, наше понимание нужно как никогда…
В подростковом возрасте, когда организм ребенка и его адаптационные возможности достигают определенного уровня развития, включается механизм созревания функции продолжения рода. Эндокринные железы начинают продуцировать половые гормоны, под воздействием которых у мальчиков и девочек развиваются вторичные половые признаки.
В ходе полового созревания довольно быстро и порою неожиданно для самого подростка меняется и его внешний облик. Порой сам подросток не готов к этим переменам.
В этот период возможна временная несогласованность нервных центров. Это объясняет большинство неадекватных поведенческих реакций подростков: перепады настроения, «немотивированные» поступки, равнодушие к оценке, грубость, недостаточное самообладание, расстройство почерка и координации движений.
Но постепенно состояние центральной нервной системы становится более уравновешенным. На поведение и направленность интересов подростка начинает влиять все возрастающее количество половых гормонов.