Сайт для педагогов, детей и их родителей » Деятельность социально-психологической службы » Страница 41

Дома, как и в любом другом месте, ребёнок без присмотра может попасть в серьёзные неприятности. Все родители стараются оградить свои детей как могут, но есть вещи, которые легко упустить из виду. Чтобы этого не произошло, прочитайте карточки и предложите ребёнку заполнить небольшой чек-лист.

18.11.2020-19.11.2020г. педагог-психолог Наталья Сергеевна приняла активное участие в областном семинаре «Обновление содержания дополнительного образования при реализации мероприятий «Создание новых мест дополнительного образования». 

Наталья Сергеевна познакомила слушателей с темой «Разработки кейсов проектных работ для дополнительных общеобразовательных программ в рамках создания новых мест»


Выбирая будущую профессию, рискованно ориентироваться на то, что востребовано сейчас, – возможно, к моменту получения специальности ваши знания устареют или вашу работу уже будут выполнять роботы. 

Поэтому:

Профориентация сейчас рассматривается как профессиональное ориентирование.

Почему?

  • Умение разбираться в мире профессий
  • Умение строить образовательную траекторию к цели
  • Умение адаптироваться
  • Готовность учиться в течение всей своей жизни

 

Ключевым навыком становиться навык самостоятельной сборки своей карьеры.

На современном этапе обучения главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Работа педагогом-психологом в системе дополнительного образования вывело меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для активизации деятельности обучающихся.  

В реализации программы «Мир будущих профессий» используются КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ, а именно метод конкретных ситуаций, метод конкретного примера. 

По сравнению с широко распространенными методами активного обучения метод кейс- технологий не столь известен. Еще менее опробован он в системе дополнительного образования, он предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не имеющей однозначного решения.





20.11.2020г. в  целях оказания правовой помощи родителям (законным представителям), а также повышения правовой грамотности несовершеннолетних, в рамках Месячника по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних в Управлении образования администрации города Ульяновска будет организована работа «горячей линии» по вопросу защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 
           Все интересующие вопросы по соблюдению прав несовершеннолетних можно будет задать по телефону «горячей линии» Управления образования:8(8422) 27 30 25.

  В рамках недели "Толерантности" ребята из объединения "Спортивная аэробика " приняли участив в игре - беседе "Поговорим о толерантности".

Стоит ли родителям задумываться над тем, по какому профессиональному пути направить своего ребенка? Промахи в этом направлении развития ребенка могут со временем стать критическими: нет нормальной, востребованной профессии, нет средств к существованию, нет средств к существованию, нет нормальной семьи, профессия выбрана не по душе и против воли и способностей ребенка, повзрослевший человек считает себя несчастным, так как не может себя реализовать. Так как же поступить????

«Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу…» Н. Ротшильд, французская писательница и актриса
Проблема непонимания детей и родителей касается практически всех людей. К сожалению, нередки случаи, когда дети уходят из дома. За повседневными заботами и работой родители не замечают встревоженности своих детей, что может привести к плачевным ситуациям. По статистике, большинство матерей и отцов не могут ответить на простой вопрос правоохранительных органов: «Почему ребенок ушел из дома?» Основным поводом для подростка уйти из семьи становится отсутствие взаимопонимания с родителями (иными законными представителями). Требовательность родителей вызывает у подростка сильное разочарование, нарушает искренность отношений и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего. Часто таким поступком подростки хотят привлечь к себе внимание. В основном, уходят подростки 14-17 лет, в возрасте, когда ребенок, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле, является крайне ранимым и беззащитным. При первом уходе ребенка из дома важным является правильное поведение родителей, которое на начальном этапе еще может исправить положение, восстановить отношения в семье.

Причины, которые могут заставить подростка уйти из дома:

  1. Подросток, чья свобода ограничена большим количеством учебного и дополнительного материала может захотеть свободы, просто пойти к друзьям и «зависнуть» там, на пару дней. Подростки, которым мешают создавать личные отношения, могут убежать вдвоем, тем самым пытаясь купить себе кусочек свободы от родительского давления. Чрезмерная опека также может вызывать раздражение. При отсутствии возможности доказать свое мнение в диалоге подросток разрывает диалог, бежит.
  2. Крупная ссора с родителями или постоянные «выяснения отношений». Оскорбленный или избитый подросток может уехать даже в другой город, пытаясь километрами расстояния защититься от нападения.
  3. Агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи, сопровождающаяся физическими наказаниями.
  4. Безразличие взрослых к проблемам подростка, отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями.
  5. Развод родителей.
  6. Появление в доме отчима или мачехи. Новый брак мамы или папы может тяжело травмировать подростка. И не важно, что вам этот человек кажется надежным, подросток в него не верит. Новому члену семьи придется доказать свою надежность, а это работа, не ограничивающаяся покупкой еды и одежды.
  7. Попадание под влияние значимых сверстников (подростковая реакция группирования). «Верные» друзья тянут за собой в неизведанную пропасть, обещая преданным спутниками увидеть все красоты мира, почувствовать свободу и независимость. В реальности мир жесток: хулиганы, ночные воры, наркотики для подростков, отсутствие денег и питания, ночлеги на вокзале.
  8. Неразделенная любовь. Эмоциональные переживания, первая любовь подростка настолько сильны в юном возрасте, что от боли человек способен пойти на отчаянные поступки. Наверное, каждый человек оказывался в такой ситуации, но не у всех хватало смелости покинуть уютных родительский дом.
  9. Трудности, связанные с переменой места жительства. К новичкам всегда повышенный интерес и внимание. Натиск со стороны сверстников очень сложно выдержать, более того пережить. В период полового созревания дети зачастую жестоки и тяжело принимают новые лица в свой коллектив. Чувство одиночества и отрешенности становится одной из причин «побега».
  10. Ревность к младшим братьям и сестрам. Если в семье присутствует второй, третий ребенок и подростку кажется, что его любят и боготворят больше – это уже повод бросить отчий дом.
Побег, по сути, признак неразвитого еще логического аппарата, детская игра в прятки. Но она говорит родителям о том, что есть из-за чего прятаться. Когда убегают маленькие детки, чаще всего это игры, игры в путешествия, в открытие космоса, покорение моря. Подросток точно так же пытается выместить неприятные моменты путем смены обстановки. Чаще всего беглец ожидает от вас некоторых перемен, разговора, перехода на другой уровень общения. Если в вашей семье практика побегов регулярна, посмотрите и оцените со стороны свою реакцию. Может, именно в момент возвращения подросток получает то самое количество любви и внимания, которое необходимо. Но со временем яркость эмоций угасает, и ребенок просто перезагружает семейную систему заново — побегом.

Рекомендации для родителей (законных представителей):

  • Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.
  • Если кто-то жалуется на поведение вашего сына или дочери, не спешите сразу наказывать детей, выясните мотивы их поступков.
  • Стимулируйте подростка участвовать в спортивных соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодолевать собственный страх, разрядить накопившееся напряжение.
  • Создайте условия, при которых подросток, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.
  • Развивайте в подростке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Научите его эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях. Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.
  • Моделируйте условия, воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности подростка за любое свое решение и каждый поступок.
  • Всегда поддерживайте своего ребенка.
  • Выбирайте наказание, адекватное проступку.
  • Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».
  • Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия, а если ваш ребенок подопечный, то и контактов психолога ГКУ КК «Краевой методический центр» или специалиста управления по вопросам семьи и детства АМО г. Краснодар. Объясните ребенку: для чего люди ходят к психологу? какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?
  • Владейте информацией о местонахождении ребенка в течение дня.
  • Не разрешайте несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 00 (22.00) часов в зависимости от возраста.
  • Обращайте внимание на окружение своих детей, а также его контакты с друзьями и знакомыми, знайте их адреса и телефоны.
  • Планируйте и организовывайте досуг несовершеннолетних.
  • Систематические ведите с детьми разъяснительные беседы по безопасности (поведение в лесу, на воде, общение с незнакомыми людьми, действия при пожаре и др.)

Если подросток ушел из дома, родители (законные представители) должны принять следующие меры:

  • подать заявление в полицию;
  • известить специалиста органа опеки и попечительства, если ребенок подопечный;
  • для исключения несчастных случаев навести справки в «Скорой помощи», полиции;
  • не поддаваться панике, психологически настроить себя на положительные результаты поиска и всегда быть на связи;
  • опросить всех друзей, знакомых и родственников, попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми;
  • разместить объявления о пропаже на улице, в интернете и транспорте;
  • детально исследовать все личные вещи подростка;
  • внимательно проанализировать поведение и высказывания своего ребенка за последнее время; постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу; выясните, кто видел его и общался с ним;
  • соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их.

После возвращения ребёнка домой

Подобные ситуации наносят значительную психологическую травму как детям, так и родителям. Очень важно: не ругать ребенка по возвращению! Как бы ни было больно и горестно, чтобы не усугубить ситуацию покажите подростку как сильно вы его любите и что он для вас значит. Вступите в переговоры с подростком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте подростку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения.
После возвращения «блудного» подростка в обязательном порядке родители и ребенок должны пройти реабилитационный курс у психолога. Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни. Некоторые родители, боясь очередного побега, прячут вещи подростка, запирают его в квартире и т. д. В этом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому «драконовские» меры могут только усилить желание подростка вырваться из дома.
Впоследствии не упрекайте подростка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о произошедшем вашим друзьям, родственникам, соседям. Ведь если ваши отношения с ребенком со временем восстановятся, то в их глазах он надолго останется непутевым. Помогите подростку в восстановлении прерванных связей — с возвращением на учебу и т.п. Делитесь с ним своими планами и заботами. Подросток воспримет это как оказание доверия. 

Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.


«Безопасность детей дома»

«Мой дом – моя крепость». Всем известно это выражение.  

 

Дом – это то место, где мы чувствуем себя защищёнными от разных неприятностей, бед, несчастных случаев. Это храм спокойствия и любви.  

 

     К сожалению, не все родители задумываются о безопасности своего ребёнка. Многие считают, что несчастные случаи происходят где-то там, и с их ребёнком ничего произойти не может.

 

     Главной задачей для взрослого и родителей – сделать дом своего малыша безопасным. Очень важно, чтобы всё в доме было устроено под его потребности.

 

    Все родители, взрослые и члены семьи должны знать элементарные правила безопасности, соблюдать которые необходимо всегда!

 

    Что же опасного в повседневных предметах обихода, спрашивают себя многие родители?

  

Вот несколько советов:

 
  • Не располагайте громоздкие тяжёлые предметы интерьера: настольные лампы, вазы, цветочные горшки и т.п. выше роста ребёнка, на краю стола, полки.

  • Закрепите все опасные предметы представляющие опасность для жизни и здоровья ребёнка.

  • Исключите передвижение ребёнка по влажному полу.

  • Запомните! Лекарственные препараты храните в домашней аптечке, в недоступном для детей месте.

  • Не употребляйте лекарственные препараты по истечении срока годности.

  • Всегда вставляйте блокираторы в розетки, чтобы ребёнок не смог засунуть в отверстия различные предметы.

  • Храните строительные инструменты в металлическом ящике с надёжным замком – они могут быть опасными, если окажутся в руках ребёнка.

  • Запомните! Алкоголь, сигареты, зажигалки и спички должны храниться далеко от детей.


  • Не оставляйте в пределах досягаемости монеты, шпильки, косточки от фруктов и другие мелкие предметы, которые ребёнок может воткнуть себе в нос, ухо, рот.

  • Не оставляйте открытых подвесных проводов, розеток. Лучше прикрепить их к стене или провести за мебелью.


  • Не разрешайте детям ставить стул или табуретку и забираться на подоконник.

  • Запомните! Некоторые комнатные растения (дифенбахия, манстера, малочай и др.) токсичны, опасны, могут вызвать химический ожог, поэтому их следует держать вдали от детей.

  • Источник опасности – открытые окна. Когда ребёнок находится в квартире, закрывайте все окна и форточки. Ребёнку всегда интересно, что происходит за окном.

 Не вешайте ребёнку на шею цепочки, крестики, верёвочки, особенно когда укладываете спать.

  • Запомните! Шкатулки, комоды, шкафы и т.д. должны быть надёжно закрыты.  

  • Убирайте ключи от дверей, во избежание того, чтобы ребёнок не закрылся в комнате.

 

Кухня – наиболее опасное для детей место.

 

Выполняя нижеперечисленные советы вы сможете уберечь детей от различных неприятных происшествий.

 
  • Запомните! Кухонная посуда на плите должна быть расставлена на максимальном удалении от края.

  • Внимательно следите за процессом закипания, не допускайте выплёскивания жидкостей из кастрюль, которые могут залить огонь комфорок, а жирные жидкости наоборот, могут воспламеняться.

  • Внимание! Подача газа к плите должна быть прекращена, когда она не используется по назначению. Не разрешайте детям играть с рычагами подачи газа. Достаточно ошибиться всего один раз, чтобы ребёнок привыкший играть с выключателями, мог отравиться газом.

  • Храните моющие средства в недоступном для детей месте.

  • Особое внимание следует уделить ящику со столовыми приборами, режущими предметами, храните их в недоступном для детей месте.

  • Не оставляйте в розетках вилки электроприборов: миксеров, мясорубок, соковыжемалок, утюгов.

  • Во избежание несчастных случаев соблюдайте правила поведения в ванной комнате

      
    • Не купайте ребёнка, если не прошло 3х часов с последнего приёма пищи.

    • Не добавляйте горячую воду, когда ребёнок находится в ванне.

    • Никогда не оставляйте ребёнка одного во время купания.

    • Никогда не включайте электрические приборы, стоя голыми ногами на мокром полу, или если вы дотрагиваетесь до воды или крана.

    • Храните предметы личной гигиены, моющие средства, косметику, аэрозоли в недоступном для детей месте.  
        

        Будьте внимательными и бдительными по отношению к своим детям!
       
       Главное правило дома – не оставляйте детей без присмотра!
       


16 ноября - Международный день толерантности. 

Социально-психологическая служба ДЮЦ № 3 и подростки клуба "РОСТ" в рамках круглого стола "Час толерантности" разобрали понятие - Толерантность, толерантная личность, а так же приняли участие в упражнениях: «ФИО - алфавит», «Эксперимент», «Закончи фразу», «Чудесные превращения», «Угадай, о ком идет речь», «Копилка обид», "Я – хороший, ты – хороший", «Сердце нашей группы».


 В связи с неблагополучной ситуацией по заболеваемости гриппом, ОРВИ, коронавирусной инфекцией занятия для обучающихся, посещающих Детско-юношеский центр № 3 проводятся  в дистанционной форме. 
    Социальный педагог Ченакина Анна Германовна с 16.11.2020г. по 20.11.2020г. свою  профессиональную деятельность будет осуществлять дистанционно (онлайн-режим).
     Материал для детей, родителей и педагогов будет размещаться на сайте ДЮЦ № 3 в разделе: "Деятельность социального педагога", а так же на личном сайте https://nsportal.ru/chenakina-anna-germanovna 
     Обратиться за консультацией к специалисту можно лично по телефону 89021284358, или через WhatsApp или Viber. 

Воспитание толерантности в семье.

Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово "толерантность". Может быть, это понятие пока еще не вошло прочно в нашу жизнь, но будет очень хорошо, если толерантное отношение к другим станет  естественной потребностью современного человека, как общение.

Что же такое толерантность?    

Толерантность (от латинского слова « терпимость») – это отношение к другим людям как к равным себе. Это уважительное отношение к людям вне зависимости от их национальной принадлежности, от языка, от религиозных верований, от цвета кожи и волос. В общественной жизни и политике толерантность – это терпимость к иному мнению, иным взглядам на жизнь, это уважение права каждого на собственное мнение.

На сегодняшний день толерантность рассматривается наряду с такими понятиями как признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в другом человеке именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие – это положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Чаще всего мы слышим о необходимости развивать толерантность в связи с участившимися националистическими проявлениями. Но в обыденной жизни нам не хватает толерантности и по отношению к престарелым людям, инвалидам, людям с физическими недостатками, подросткам с их сленгом, манерой одеваться и т.д. Здесь толерантность – это предупредительность, готовность к общению, к взаимопомощи, терпимость и снисходительность к человеческим слабостям, особенностям или даже странностям других людей.

Границы толерантности

Толерантность — это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном — в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если ты желаешь  себе только хорошего, то надо желать хорошего другим.

Однако в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются обществом как антисоциальные явления. Преступники,  наркоманы - все эти люди, несомненно,  являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли  толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием.

Поэтому нельзя не сказать об этических, ценностных границах толерантности, требующих четкой нравственной позиции в процессе воспитания этого качества у детей. Имеются в виду границы, за пределами которых находится то, что требует нетерпимости, что должно быть неприемлемо, с чем нельзя равнодушно сосуществовать: предательство, преступление, терроризм...

Толерантность - не равнодушие, а труд души! Она должна подвигнуть растущего человека на действенное неприятие, доступную возрасту и статусу реальную борьбу с тем, что антигуманно, а потому неприемлемо - будь то разрушение природы или издевательство над  слабым человеком, неуважение старости или национальная вражда... Борьба со злом всегда есть утверждение добра, и такое утверждение неизменно выступает одним из подлинных и значимых результатов толерантности.

Толерантность в семье

Часто говорят, что в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать.

Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:

1. Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;

2. Проявление в семье толерантности к самому ребенку.

Воспитание в духе толерантности требует развивать такие ее составляющие, как эмпатия, доверие, сочувствие, сопереживание, понимание сути "инакости", то есть отличности от других. Мы должны начать с воспитания в ребенке такта по отношению к ближайшему окружению (собственной бабушке, соседям, сверстникам и т.д.). Детям, обладающим  разными характерами, темпераментами, представлениями, манерой поведения, нужен опыт принятия групповых  порядков, воспитателя,  кого-то в группе...

Безусловно,  должны осуждаться использование обидных кличек (в частности, с национальным оттенком), обзывание, драки со сверстниками как способ решения проблем.

Часто между детьми и родителями возникают конфликты по поводу того, что взрослые никак не хотят признать за ребенком право на свободу в действиях и поступках, право на то, чтобы быть самим собой, отличаться от родителей.

С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.

Каждый человек хочет видеть своего ребенка благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности,  чтобы его ребенка не коснулись проблемы асоциального поведения, наркомании, алкоголизма и так далее.

Особая роль родителей

Сегодняшний мир слишком часто демонстрирует нетерпимость и жестокость. Система ценностей размыта, по телевизору идет пропаганда криминальных видов деятельности, красивой жизни и нетрудовых денег, образа бандита-романтика.  Есть подростки, которые из чувства социального протеста или в поисках смысла жизни попадают в экстремистские молодежные организации  или тоталитарные секты.

И вот здесь важно, какие ценности сумеют противопоставить всему этому родители, насколько убедительны они будут в оценке различных сторон жизни, какую позицию они занимают, каков их опыт противостояния трудностям.

Есть данные исследований, которые убеждают, что 98 % детей в благополучных семьях (было опрошено 300 семей) не проявляют резких изменений поведения, не совершают асоциальных поступков в ответ на негативную информацию, идущую с экранов телевизоров, видеокассет, страниц журналов и газет. Интересующие вопросы и возникающие проблемы эти дети решают в семье или совместно с родителями находят выход из складывающейся ситуации. На вопрос: “К кому ты в первую очередь обратишься за помощью?” у данной категории детей 83% ответов: “К родителям”. «Почему именно к родителям?» - на такой вопрос дети отвечают: «Родители поймут, помогут, не будут морализировать, подскажут, как правильно поступить, и т.д.».

Таким образом, с уверенностью можно сказать, что между детьми и родителями в таких семьях сложились толерантные взаимоотношения. Современные дети довольно-таки рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли. И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия — это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности будет значимым вкладом семейного воспитания в общественную жизнь.

1 ... 37 38 39 40 41 42 43 44 45 ... 55
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
объясняем.рф