Сайт для педагогов, детей и их родителей » Новости » 12.10.2020 (понедельник)

12.10.2020 (понедельник)

Танцы народов Поволжья. Марийские танцы. «Верёвочка»


Методический материал для группы "Ховрошки" (народный хореографический коллектив "Фаворит")

Марийский народный танец — марийское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Марийские народные танцы отличаются ярким национальным колоритом и оригинальностью. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения, они покоряют простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая этнопсихологические черты. Для марийского танца характерны плавные движения кистями рук и мягкое покачивание корпусом у женщин, задорные притопы и темпераментные дроби у мужчин.


С давних пор у марийцев существовало своё самобытное танцевальное искусство. Танец является неотъемлемой частью народного быта, обычаев и обрядов, верований. Танцы органично входили в состав обрядовых церемоний: исполнялись ритуальные танцы в свадебных, поминальных обрядах, существовали особые специфические танцы в обрядах календарного цикла. Неизменно сопровождались танцами молодёжные игры и увеселения, праздничные гостевания и пирушки, семейно-бытовые празднества. Сюжеты танцев и игровых увеселений разнообразны, тесно связаны с трудом и обычаями народа и отражают его жизнь.


Во время весенних праздников в танцах и играх выражалась надежда на хороший урожай, а осенью после окончания полевых работ — радость по поводу нового хлеба, окончания страды и благодарность богам за их покровительство и щедрость. В древних танцах и играх видно подражание повадкам животных и птиц, в аллегорической форме изображались различные явления природы. Часто в играх и танцах изображалась борьба героя со злыми духами и нечистой силой.


Народный танец – это движение тела человека, которое подразумевает танцевальную лексику («язык танца») – мимику, жест, позу, взгляд и т.д., что являются ярчайшими средствами общения. Движение танца (переход из одной позы в другую, смена положений тела) является его основой. Язык танца формируется в соответствии с образом жизни народа, его социальным и историческим прошлым. Характер народа, особенности его мышления нашли отражение в языке танца. Танцевальная лексика возникает на основе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хореографическое произведение как художественное целое. Сами по себе отдельные танцевальные движения не несут хореографической образности, но в контексте определенного танца они представляют целый арсенал выразительных возможностей воплощающих собирательный образ народа.


Народ мари сохранил и донес до нашего времени характерные особенности и самобытность своего танцевального искусства и отрадно, что сегодня мы имеем национальную хореографическую лексику, композиционную особенность, то есть танцевальные первоисточники. Традиционные марийские танцы ритмичны, сдержанны, плавны, без внешних эффектов, однако полны своеобразной грации и гармонии. Исследователи марийского танца разделяют их на 2 основных класса — обрядовые и бытовые. Среди обрядовых выделяются танцы-шествия и пляски особых персонажей, исполнявшиеся на поминках, свадьбах, обрядовые праздниках. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных марийцев Верёвочка (Кандыра), Двенадцать (Латкокыт), Четвёрка (Нылыт), танцы с пением круговые или линейного построения (мурен куштымаш), танцы-игры Ищу пару (Пар кычалын), Ручеёк (Вюд йоген), Строй-танец кировских марийцев, тип кадрили, танцы в форме перепляса и др.



Марийские народные танцы поражают богатством ритмического рисунка, россыпью дробей, пластикой рук и композиционной основой. Корпус в марийских плясках чаще всего бывает прямым и спокойным, без резких движений, даже когда исполнители сильно и живо выбивают дроби. Женские движения плавные, спокойные, придающие танцу впечатление широты и строгости. Мужчины более подвижны, корпус у них может выполнять легкие наклоны, повороты. Положение головы в марийских танцах определяется их характером и подчеркивает эмоциональное содержание.


Танцы народа мари различаются по характеру исполнения, композиционной выстроенности и лексической основе и поэтому они делятся на этнические группы: луговые, горные и восточные. Говоря о восточных мари, проживающих в регионах Поволжья и Урала – республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае, сегодня можно сказать, что в танцах данной этнической группы мало сохранилось хореографической лексики, но в то же время до нас дошло богатство композиционного построения – «Кандыра» («Веревочка»), «Кандаше» («Восьмера»), «Вич мужыр» («Пять пар»), «Латкокыт» («Двенадцать»), «Ваш миен куштымаш» («Строй») и т.д.


Горномарийский же народный танец в плане композиционного построения сегодня имеет всего два вида – «Горномарийская круговая» и «Сормовская парная». Однако, следует отметить, что в лексическом плане горномарийский танец чрезвычайно богат – это многочисленные разновидности «елочек», «гармошек», притопов, каблучных движений и т.д. Горномарийский танец по своему образу легкий, воздушный, грациозный.


Лугомарийский танец наиболее сохранил древнемарийский образ. Это танцы, исполненные горделивости, грациозности, игривости, плавности, изяществом и красотой, с разнообразием танцевальной лексики и композиционного построения.


Марийский танец «Верёвочка» (танец восточных мари)

Марийских танцев немало. Все они по-своему прекрасны и колоритны. Например, танец по кругу, парные танцы. Но ни в одном танце нет такого задора и такой энергетики, как в восточномарийской «веревочке». В чем же ее особенность? Чем она отличается от других танцев?

Для начала нам нужно понять происхождение марийских танцев. Танцы всех народов мира связаны происхождением с образом жизни, окружающей средой и с тотемными животными. А главным тотемным животным мари была гусыня (гусь). Хотя многие прародительницей всего считают доставших ил со дна бескрайнего океана и сделавших гнездо-сушу селезня или утку, мари больше почитали гусей. Они чаще всего одевались во все белое, на свадьбах женщины-марийки накидывали на плечи белые полотенца или платки, символизирующие белые крылья. В общем, женщины часто сравнивали себя именно с гусями. Поэтому многие марийские танцы очень похожи на движение гусей… И дроби мари напоминают движение лап именно этой птицы.


Другим наиболее почитаемым животным мари был конь — символ солнца и бога Юмо (по Ригведе и Авесте — Йима (Джамшид) или Яма — первочеловек, первый царь, во время глобального похолодания спасший людей в «варе», после смерти (или восхождения на небо) стал посредником между Богом-творцом и людьми, заступником людей, а также судьей загробного мира — аналог ханты-мансийского Мир-Сусне-Хума), света, чистоты помыслов и трудолюбия. Вспомните про коньковые подвески, в которых, изображена или пара коней, впряженных в колесницу, или это украшенная конскими головами ладья (ведь находят и просто ладьевидные подвески). Склониться ко второй версии заставляет и то, что на ранних подвесках изображались не лошади, а лоси, вдобавок внизу подвески висят утиные или гусиные лапки.

Следы почитания коня можно заметить и по сей день. Например, нечистую силу можно прогнать кнутом, пропитанным конским потом. Поэтому движения коня никак не могли не отразиться на марийских танцах. Это, прежде всего, касается танца по кругу. Что касается восточномарийской веревочки, то нужно сразу отметить — этот танец в недалеком прошлом был не таким энергичным и задорным, как сейчас. Раньше «тывырдык» танцевали немного медленнее. Скорее всего, сначала это было подражание движению гусей, но со временем…

Когда люди начинают танцевать этот танец, сразу вспоминаются строки из далекой (как по времени, так и по расстоянию) истории. Речь идет о походе римлян под предводительством Красса против родственных скифам и сарматам парфян. Две тысячи с лишним лет назад римляне стояли плотным строем в ожидании неприятеля. Вдруг застучали глуховатые на звук барабаны, затем послышался топот копыт и, звеня чешуйчатыми доспехами, на них понеслась парфянская конница… Закипела жесточайшая схватка, в которой армия римлян была разбита в пух и прах, а их главнокомандующий пленен… И правда, танец «тывырдык» чем-то похож на конную схватку — кажется, что сходятся две конные армады, слышится все тот же барабанный бой, вселяющий ужас в сердца римлян, дробь напоминает топот коней, украшения женщин звенят, как древние чешуйчатые доспехи (в старину часто воевали и девушки) … Надо еще отметить, что раньше танцевали не под гармошку, а под не менее воинственную, чем марийский барабан, волынку. Подытожив, можно отметить, что восточномарийская «веревочка» очень похожа на коньковую — всеобъединяющую подвеску. Тут мы видим и движения тотемных птиц, и плавные взмахи женских рук, похожие на движение лодки, и поток боевых коней…


А в современное время «веревочка» стала еще одним символом — символом, объединяющим всех мари. Как веревка плетется из разных ниточек, так и праздник «Ший кандыра» соединяет живущих в разных уголках нашей страны мари в единое целое.




Марийский танец "Веревочка"

ГОРНОМАРИЙСКИЙ ТАНЕЦ

Старинный марийский танец

Марийский танец "Латкокыт"

Горномарийский танец 
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
объясняем.рф