Сайт для школьников и их родителей » Педагогический состав » Страница Киреевой Н.В.


Концертмейстер

ОБЪЕДИНЕНИЯ: театр танца «Маскарад», 
народный хореографический коллектив "Фаворит"
ОБРАЗОВАНИЕ: высшее
КВАЛИФИКАЦИЯ ПО ДИПЛОМУ: учитель по специальности: "Музыкальное образование"
СТАЖ РАБОТЫ ПО ДОЛЖНОСТИ: 24 года
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: ФГБОУ высшего образования "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова", "Теория и практика дополнительного образования детей", 108 ч., 2018 г.
Музыкальный размер.

Учебно-методический материал для теоретического и практического изучения (народный хореографический коллектив "Фаворит", 1 год обучения)

Основой современной ритмической системы является метроритм. Для понимания этой системы большое значение имеют такие понятия как метр, такт и размер. Музыкальный метр выражается размером (цифровое выражение), отражается в тактах, а единицей измерения являются доли. Итак, метром называется закономерное чередование равных по длительности сильных и слабых долей. Акцент, приходящийся на первый слог, называется в музыке сильной долей, а остальные  – слабыми:


Самый простой способ понять метр – это ритмично произносить какое-либо слово. Например, если произносить слово "часы", то акценты будут повторяться через один слог: ча-сы, здесь – двухдольный метр. Если произносить слово "музыка", то можно услышать, что акценты повторяются через равные промежутки времени. В данном слове этот промежуток равен трем слогам: му-зы-ка, значит здесь – трехдольный метр:
21.11.2020 (суббота)

Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом:


Очень близко понятию метра понятие музыкальный размер — «числовое» отображение метра, показывающее, сколько используется долей в такте и их относительная длительность. Обозначается размер в виде дроби. Верхняя цифра показателя размера указывает количество метрических долей, а нижняя — кратность каждой доли:



Если метр определяет лишь двухдольность или трехдольность, то размер представляет собой конкретизацию метра, то есть связывает метр с определенной длительностью долей. Так, метрическая основа может быть одинаковой, а продолжительность долей разной: они могут быть выражены половинными, четвертями, восьмыми и другими длительностями.



Простые размеры (метры) в музыке

Простые размеры (метры) бывают двухдольные и трехдольные. Наиболее распространённые размеры 2/4 и 3/4. В простых размерах одна сильная доля – это их основное отличительное свойство. Двухдольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю, это размер «2/4» ("две четверти", считаем так: "раз"-"два" или "раз"-"и"-"два"-"и"). Размер «2/4» характерен для польки: Танец «Полечка»

Трёхдольный метр — музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной доли и двух слабых). К трехдольным относится размер: «3/4» ("три четверти", считаем так: "раз"-"два"-"три" или "раз"-"и"- "два"-"и"-"три"-"и"). Размер «3/4» характерен для вальса: Вальс



Четырёхдольный метр ("4/4", "четыре четверти") — сложный музыкальный метр, получаемый при слиянии двух и более простых метров. Поэтому сложные метры могут включать в себя несколько сильных долей: 



Размер «4/4» считаем так: "раз"-"два"-"три"-"четыре" или "раз"-"и"- "два"-"и"-"три"-"и"-"четыре"-"и". Размер «4/4» характерен для марша: Танец «Марш»


Запомните:



Выполните следующие задания и ответьте на вопросы:








Музыкальный такт и размер



Ритм. Ритмический рисунок.


Учебно-методический материал для теоретического и практического изучения (народный хореографический коллектив "Фаворит", 1 год обучения)


 Ритм (греч. rhythmos–стройность, соразмерность) – это живой пульс музыки, одно из ее основных выразительных средств. Ритмом называется последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное посредством метра. Протяженность музыкальных звуков находит отражение в системе относительных длительностей: целые, половинные, четвертные, восьмые и т.д. Одна и та же длительность в разных темпах звучит разное количество времени.


Длительности обладают свойством весомости: короткие длительности воспринимаются как более легкие, а долгие – как тяжелые, опорные, акцентируемые (ритмический акцент). Короткие длительности звучат более слитно, устремлены к долгим.


Последовательность звуков различной длительности образует ритмический рисунок:
Ритмический рисунок составляет важную часть музыкальной выразительности. Часто стиль музки почти целиком определяется ее ритмом. Например, многие национальные танцы имеют определенный ритмический рисунок.



Равномерный ритм – самый простой из ритмических рисунков. В быстром темпе ритм передает бег, полет: Мульт-полет шмеля, течение, движение: Танец просто класс! 

В медленном темпе – покой, безмятежность: Танец ёлочек, оцепенение, неподвижность: Лунная соната. Людвиг Ван Бетховен


Задания:









Музыкально-дидактическая игра "Ритмический рисунок"

Ритмический рисунок

Ритмический этюд

Тема 2. Длительности нот.


Учебно-методический материал для теоретического и практического изучения (народный хореографический коллектив "Фаворит", 1 год обучения)


Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительности нот – это тема нашего сегодняшнего разговора. Вы, наверное, замечали, что ноты не только пишутся на разных линейках нотного стана, но еще и по-разному выглядят? Одни почему-то закрашенные и с хвостами, другие – без хвостов, третьи вообще внутри пустые. Это и есть различные длительности.



Основных длительностей не так уж и много. Это:



Нота целая – она белая,
Очень важная и протяжная:



Целая нота звучит столько времени, сколько требуется, чтобы сосчитать до четырех: 1и 2и 3и 4и ("раз и", "два и", "три и", "четыре и"). Если целую ноту поделить пополам, образуются новые ноты, которые называются половинными.

Нота половинная – нота тоже длинная,
Но короче целой – штиль у ноты белой:



Половинная нота звучит столько времени, сколько требуется, чтобы сосчитать до двух: 1и 2и. Половинная нота отличается от целой ноты тем, что к кружочку прибавляется палочка, которая называется штиль. Если разделить целую ноту на четыре, получим четыре четверти этой целой.

Четверти проворные – это ноты черные.
Штиль их украшает, все под них шагают:



Четвертная нота звучит столько времени, сколько потребуется, чтобы произнести слово «раз и» и т.д.

Если разделить целую ноту на восемь частей, получим восемь восьмых. Две восьмые приходятся на один счет и звучат по две ноты на счет «раз» и т.д. К штилю восьмой прикрепляется флажок справа (вверху и внизу).

Покороче четвертной ноту назовем восьмой,
Хвостик смело одолжим и под ним мы побежим:

19.11.2020 (четверг)






Задание 1: Ответьте на вопросы:

- Какие ноты бывают по длительности?

- Какая нота длиннее: четвертная или целая, половинная или восьмая?


Попробуйте ноты превратить в людей (образно):



Задание 2: Придумайте сюжеты с помощью различных ритмических рисунков, например:

- Бабушка смотрит телевизор;

- Дедушка идет по улице;

- Ребята бегают во дворе.


Длительности нот

Длительность звука

ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ

Понятия легато (связно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.

Учебно-методический материал для теоретического и практического изучения (народный хореографический коллектив "Фаворит", 1 год обучения)


Вы когда-нибудь задумывались над тем, что делает нашу речь неповторимой, ни на кого не похожей? А с помощью чего мы различаем, что над нами подшучивают, нам угрожают, ласкают речью и т.д.? При общении мы пользуемся разными оттенками речи, используя разную артикуляцию. Можем говорить плавно, томно, а можем говорить колко, язвительно. Так и в музыке. Игра без артикуляции – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь. Так что же такое артикуляция? Артикуляцией называют разные способы произнесения мелодии с той или иной степенью расчлененности или связанности нот. Этот способ конкретно реализуется в штрихах.



Штрихи, как вы догадываетесь, бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д. Основные и часто используемые штрихи: легато (legato) и стаккато (staccato). Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение.



Итак, легато (итал. legato «связанный») — приём игры на музыкальном инструменте, или в пении, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. В нотах штрих legato обозначается лигой:

18.11.2020 (среда)




Стакка́то (итал. staccato — «отрывисто» ) — музыкальный штрих, предписывающий исполнять звуки отрывисто, отделяя один от другого паузами. Стаккато — один из основных способов извлечения звука (артикуляции), противопоставляемый легато. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность, его можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна. На нотном стане staccato обозначается точкой, расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты – эта точка указывает на добавление половины её длительности):







Выполните следующие задания и ответьте на вопрос:








Посмотрите видеозапись танцев. Определите характер и приемы исполнения музыки (штрихи): 


"Танец с игрушкой"

Детский танец "Полька" (Ирландский танец)
Задания для групп 1 и 2 года обучения (театр танца "Маскарад")


Разминка на месте


Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе:

17.11.2020 (вторник)
- пружинка;
- марш;
- наклоны головы вверх-вниз;
- наклоны головы вправо-влево;
- бедра;
- руки вверх;
- руки в стороны;
- +бедра;
- "фонарики";
- "рассердились-улыбнулись";
- рвем яблоко;
- прыжки;
- "лапки";
- планка;
- прыжки;
- подскоки;
- марш.

Танцевальная разминка для детей


Выполните следующие упражнения, следя за правильной осанкой:































Тема 1. Характер музыкального произведения, его темп.


Учебно-методический материал для теоретического и практического изучения (народный хореографический коллектив "Фаворит", 1 год обучения)


Хореография и музыка имеют глубокие родственные корни. Основным инструментом и того и другого являются создаваемые образы. Разница лишь в том, что музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография – на выразительность человеческой пластики.

При создании танцевального номера важно выдержать оптимальное соответствие музыки и хореографии. Ведь все-таки танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, и, соответственно, выражает ее. Это заключается в соответствии образного характера танца, образному характеру музыки. Совпадение танца и музыки по характеру их движения, рисунка, пластики заключается в соответствии темпа, метра, ритма танца. Танец должен соответствовать музыке по содержанию и по форме.

Большое значение для танца имеет темп музыки – скорость ее исполнения. Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления).




Различаются следующие виды темпа:



- Медленные темпы: адажио (adageo) – медленно, спокойно;

ленто (lento) – медленно, протяжно;

лярго (largo) – широко, протяжно.

Спокойная детская музыка

- Умеренные темпы: анданте (andante) – не спеша;

модерато (moderato) – умеренно.

Облака - белокрылые лошадки​​​

-  Быстрые темпы: аллегро (allegro) – скоро;

аллегретто (allegreto) – оживленно;

виво (vivo) – быстро.

Танцевальная детская песня "Бобры добры"

- Изменение темпа: ритенуто (ritenuto) – задерживая

 а темпо (atempo) – возвращение к прежнему темпу.

Не меньшее значение в хореографии имеет и изменение громкости звучания музыкального произведения – динамические оттенки музыки. Они важны для передачи выразительности музыки и танца. При этом динамические оттенки музыки связаны с мелодическим рисунком: восходящее движение мелодии будет сопровождаться усилением звучания, а нисходящее – ослаблением.



К динамическим оттенкам в музыке относятся: плавность или прерывистость звучания музыки, постепенное замедление и ускорение, изменение силы звучания. Различают следующие динамические оттенки музыки:



- форте (forte) – громко

Бу-ра-ти-но!​​​



- пиано (piano) – тихо

Песенки для сна 


- изменение динамических оттенков: крещендо (crescendo) – усиливая; диминуэндо (diminuendo) – ослабляя.



Крещендо и диминуэндо

И, соответственно, в зависимости от музыки и движения танца могут быть сильными и энергичными или мягкими и нежными; резко выраженными, с акцентами или мягкими и плавными; свободными и широкими или мелкими и изящными. Музыка – это необходимая и органическая составная часть танца. Она дает ему эмоционально-образное содержание, влияет на ее драматургию, структуру и ритм танцевального действия. И в результате этого создается возможность соединения музыки и хореографии в единое художественное произведение, которое может проникать в глубь души, раскрывая нечто прекрасное и вечное.



Урок "темп в музыке"

Темпы в музыке: медленный и быстрый

В связи с неблагополучной ситуацией по заболеваемости гриппом, ОРВИ, коронавирусной инфекцией, занятия с 16 ноября 2020 года проводятся в дистанционной форме.
Танцы народов Поволжья. Татарские танцы


Учебно-методический материал для теоретического и практического изучения (группа "Ажур", народный хореографический коллектив "Фаворит")

Татарский танец - это танец уникального народа, танцевальная культура которого очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, а также комбинации движений. Татарский народ, оставивший глубокий след в многовековой истории, объединяет в себе идею пространства и времени мира, дает ощущения, что история и культура татарского народа является неотъемлемой частью мировой истории и культуры.

Татарские танцы покоряют зажигательными элементами, которые переплетаются с грациозными и плавными движениями. Так в них подчеркиваются достоинство, гордость, доброжелательность и оптимистичный нрав татарского народа. Каждое действие посвящено жизненной истории и представляет собой небольшую танцевальную зарисовку. По тематике они разделяются на бытовые, праздничные, обрядовые, игровые, а по исполнению - на мужские, женские, смешанные.



Костюмы татарских танцев отличаются необыкновенной красотой, яркостью и стилем. В них сохранились детали древних времен, по которым можно проследить интересную историю этого необычного народа. На каждое событие у татар есть свой танец, который пришел из глубины прошлого, но преобразился элементами настоящего. Это связано с местом жительства разных групп, например, сибирские, поволжские, крымские татары внесли в народные танцы детали культуры, в среде которой они проживают. Обучение татарскому танцу - очень интересное и не сложное. Если Вы хотите приобщиться к этой древней культуре и почувствовать незабываемый колорит танца, следует приобрести национальный костюм и обувь.



Одежда состоит из туники трапециевидной формы и свободных, но не широких штанов. Утонченность фигуры подчеркивает приталенная верхняя одежда: камзол или жилет. Женская туника - длинная, в костюме также присутствуют штаны. Их шьют из дорогого однотонного шелка, а мужские - из полосатых или черных тканей. Также женский костюм состоит из юбки разной степени пышности и длины. К ней надеваются: рубаха с вышивкой и удлиненный жакет.





Мужская обувь - это всегда сапоги, подчеркивающие кочевническую жизнь татар в прошлом. Женская обувь - туфли или сапожки из мягкой кожи с дорогой вышивкой, тиснением, различными украшениями или, наоборот, без них, однотонные.



Головной убор национального татарского костюма - это тюбетейка из бархата с твердым краем и плоской верхней частью. Она украшается сложной и богатой вышивкой, узорам которой придается большое значение. Женский головной убор - калфак - похож на мягкую тюбетейку, которая имеет специальную повязку, как у колпака, отбрасывающуюся назад.




Важной составляющей является татарская музыка. Интересен факт, что раньше вместо нее использовался голосовой напев. Пришедший из древности, такой способ сопровождения был более популярен, чем музыка. Однако со временем она стала неотъемлемой частью татарского танца, а ее формирование основано на традициях предков и жанрах места проживания отдельных групп народа.

Татарские танцы - это та неотъемлемая часть наследства, перед которой ни один человек не удержится, и не станет смотреть сидя со стороны. Одни названия этих танцев чего стоят: "Шома бас", "Апипа", "Танец уфимских татар", "Татарский лирический танец" (сольный), "Лирический танец с платками", "Татарский молодежный танец", "Сабантуй", "Джигиты". В этих танцах девушки подчеркивали свою нежность, показывали грацию. Парни демонстрировали мужество, быстроту и силу.



Татарские песни: Анвар Нургалиев - Сагышларым

Анвар Нургалиев - Рәхмәтлемен

Татарский танец "Игра с платком"

мастер-класс по татарскому танцу

"Башмачки" татарский народный танец


Болгарский народный танец 


Методический материал для теоретического и практического изучения (группа "Ажур", народный хореографический коллектив "Фаворит")


Болгарские народные танцы имеют богатые традиции. В болгарской хореографии традиционно преобладают массовые танцы. Виды танцев различаются в зависимости от региона. Многие танцы с давних времён исполняются под двухголосое или хоровое пение. Болгарские танцы имеют сложный ритмометрический рисунок. У многих музыкальная и танцевальная фраза не совпадают. Танцы являются одним из самых распространённых видов народного творчества в Болгарии. Они бывают обрядовыми, карнавальными, календарно-праздничными и трудовыми.

Неиссякаемая сила и магическое влияние! Даже такие яркие эпитеты не могут полностью описать болгарские народные танцы. В них духовность болгар сохранялась на протяжении веков. Они приносят положительные эмоции и жизненные силы, заключенные в уникальных музыкальных ритмах. Для них характерны нерегулярные ритмы, увлекательные музыкальные звуки и великолепные костюмы.



Подавляющее большинство болгарских народных танцев отличаются тем, что исполнители держатся за руки и перемещаются по изогнутой или прямой линии, располагаясь лицом к центру танцевального пространства. В прошлом мужчины и женщины танцевали по отдельности, в соответствии с существующими тогда правилами приличий, но в настоящее время они объединяются.




Существуют некоторые особенности положения рук, которые встречаются во всех болгарских танцах: танцоры держат руки на уровне талии, руки соседних танцоров находятся в форме буквы V, левая рука обращена назад, а правая – вперед. Танцоры держатся за плечи, руки соседних танцоров находятся в форме W, левая ладонь опущена, а правая направлена вверх. Руки вытянуты горизонтально в стороны и опираются на плечи соседних танцоров. Раньше такой элемент использовался только мужчинами. Руки располагаются на поясе соседних танцоров, правую руку помещают под левую, левая рука помещается на живот и сгибается в форме ручки чашки, правая  – свободно перемещается по руке танцора справа. Движения ног варьируются от быстрых и сложных до медленных и устойчивых.



Болгарские народные танцы разнятся в зависимости от этнографических регионов – Мезия, Добруджа, Пирин (Болгарская Македония), Родопы и Фракия (Тракия). Каждый из вариантов отличается костюмами, ритмом и динамикой движений, особенности танцев зависят от истории и обычаев региона. Один из самых интересных способов определения различий танца каждого стиля отдельного региона – это посмотреть, как танцуют базовый хоро в каждом регионе. В Тракии его исполняют в плавном, изящном стиле. В области Шоп он более резкий, его дополняют небольшие прыжки и поднимание коленей. В Добрудже его называют опас, во время исполнения колени танцоров всегда согнуты. В Мезии очень много раскачивающих движений руками, совершаемых одновременно с движениями ног. В Родопах это простой танец с небольшими сдержанными шагами. Пиринский хоро исполняется под музыкальный ритм 7/8. Шаги выполняют на носочках. Мужчины высоко поднимают колени, в то время как женщины едва отрывают ноги от пола.



Болгарские народные танцы варьируются от простого деревенского с одним повторяющимся основным рисунком до очень сложных хореографических композиций. Большинство танцев находятся между этими двумя крайностями. Обычно исполняется фиксированное количество собранных вместе вариантов в согласованном порядке. Практически все болгары знают основы танца хоро. Их танцуют везде, где люди собираются вместе, чтобы повеселиться.

Хоро (хора)

Так называется болгарский народный танец-хоровод. Как считалось в древности, он имел магические свойства. Этот танец распространен по всей Болгарии. Исполняемый практически на всех праздниках, он имеет много разновидностей, характер которых варьируется от торжественного до безудержного. Хоро танцуют по замкнутому кругу, змеевидной или прямой линии. Шаги женщин, как правило, более простые, чем танцевальные движения мужчин. Наиболее часто встречающийся размер – 7/16 и 11/16. Болгарский хоро, подобно югославскому клулу и румынскому хора, является одним из наиболее сложных европейских танцев, исполняемых с древних времен.




Одной из отличительных черт музыки народных болгарских танцев является сложность ее ритмов по сравнению с западной музыкой. Хотя для характеристики используются западные размеры, такие как 2/4, 3/4 и 4/4, балканская музыка также включает в себя размеры с 5, 7, 9, 11, 13 и 15 ударами за одну меру, иногда называемые «асимметричными размерами». Их можно рассматривать как комбинации групп «быстрых» и «медленных» ударов.


Музыкальное сопровождение болгарского танца

Сюита из болгарских танцев "Хоро"

Болгарский народный танец
chevron_left
1 2 3 4 5 6 7